3.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.

Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?

В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

    1. Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
    2. Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
    3. Государственно-политические барьеры – тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
    4. Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
    5. Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
    6. Экономические барьеры – связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
    7. Технические барьеры – возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
    8. Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
    9. Языковые (национально-языковые) барьеры – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
    10. Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
    11. Психологические барьеры – связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты48. Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приёмника (потребителя) информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией приёмника информации, неспособного воспринимать информацию более широкого, общего характера.

Работа с документами требует не только знания информационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются с помощью компьютерной сети Интернет; языковые – в результате совершенствования системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработки и использования соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки; семантические – путём создания разного рода словарей и стандартизации ряда терминов и определений и т.д.

Вместе с тем необходимо помнить, что информационные барьеры в большинстве своём не могут быть полностью устранены или до конца преодолены, во всяком случае в обозримом будущем. Препятствием для этого служит прежде всего сам человек. Так, существуют пределы психофизических возможностей современного человека воспринимать информацию. Человек способен принимать и перерабатывать потоки информации, интенсивность которых составляет не более100 бит/с. Если же интенсивность этих потоков превышает допустимую, то пропускная способность человека снижается вплоть до полного прекращения восприятия поступающей информации49. Не приносят желаемых результатов для преодоления, в частности, языковых барьеров попытки использования искусственных международных языков. К настоящему времени предложено уже около 300 таких языков. Наиболее распространённый из них - “эсперанто” - является производным от английского и ряда других германских и романских языков и изобретён ещё в 1887 г. поляком Людвигом Заменгофом. Однако на этом языке, даже по самым оптимистическим подсчётам, в мире говорит не более 3 миллионов человек.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Что представляют собой свойства документированной информации? Можно ли их классифицировать?
    2. Дайте характеристику основных свойств документированной информации.
    3. Какие существуют способы измерения информации?
    4. Раскройте сущность понятий “тезаурус”, “дескриптор”, “информационная ёмкость”, “информативность”, “информационная плотность документа”?
    5. Какие существуют закономерности рассеяния информации по источникам и во времени?
    6. Что такое информационный барьер?
    7. Охарактеризуйте основные информационные барьеры.
    8. С какими информационными барьерами Вам приходится сталкиваться? Каким образом Вы их преодолеваете?

 

Литература:

Бирюков Б.В., Воробьёв Г.Г. Тезаурусный подход к коммуникативным процессам и документальная информация // Информация и управление: философско-методологические аспекты. М.: Наука, 1985. С.47-69.

Воробьёв Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.

Ефимов А.Н. Информация: ценность, старение, рассеяние. М., 1978.

Илюшенко М.П. Свойства документной информации // Секретарское дело. 1999. № 1. С.9-13.

Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. Физматлит, 1997.

Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999.

Hosted by uCoz
Услуги виртуального хостинга.