Глава 4. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ТОМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

За дореволюционный период в Томском университете сформировался целый ряд научных школ и направлений. Обычно под термином “научная школа” или “научное направление” подразумевается следование группы ученых какой-то определенной научной традиции. Научной школой нередко называют и группу ученых, которые изучают один объект или несколько однородных объектов. Высказывается и мнение, что научная школа - это “сообщество исследователей, интегрированных вокруг ученого – генератора идей, обладающего особыми человеческими качествами”146. Вокруг такого ученого объединяется группа его соратников и учеников, которые разделяют его идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все они вместе выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную этим ученым. В ходе ее выполнения идет обмен мнениями и результатами. Важной функцией подобной школы является забота о научной смене. Ученый-руководитель стремится воспитать единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов). Однако процесс этот долгий и кропотливый. Решение этой задачи в университете облегчается тем, что он одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых студентов, основательной учебно-вспомогательной и научной базы помогают профессору-ученому, преданному делу науки, достигнуть поставленных целей.

Ректор университета ординарный профессор М.Ф. Попов, подводя в 1913 г. итоги 25-летней деятельности первого в Сибири вуза, подчеркнул, что “каждый профессор сознавал и сознает, что он не только передатчик молодежи специальных знаний, но и самостоятельный исследователь, хотя и скромный, в области своей науки, стремящийся внести частицу своего я в духовную сокровищницу; сознает, что университет есть не только учреждение, где учатся, но и где обогащают науку, что это лаборатория свободного мышления, независимой пытливости ума, в которой молодому поколению прививаются высокие стремления и уважение к знанию, любовь к истине и восприимчивость ко всему прекрасному. Под влиянием таких идей каждый профессор стремился и стремится, если оставить в стороне единичные заблуждения, исполнять свой долг по мере сил и талантов, один с большим, другой с меньшим успехом, а Университет, в лице всей своей научной семьи в течение четверти века, старался быть светом науки в обширной Сибири и усиленно подготовлять образованных деятелей государству и лучших слуг отечеству”147.

Для формирования научных школ в Томском университете с самого начала его существования были созданы необходимые условия: кафедры, в том числе и естественно-исторические, лаборатории, кабинеты, музеи и библиотеки. Решающую же роль в становлении научных школ в Томском университете сыграли его профессора.

Однако сформировать научные школы или, по крайней мере, заложить основы для их появления удалось далеко не всем профессорам, работавшим в Томском университете в дореволюционный период. В первую очередь это относится к исследованиям в области физико-математических наук и ряда естественных наук. Это объяснялось отсутствием в университете вплоть до 1917 г. физико-математического факультета. До этого времени научными исследованиями в этих областях науки в основном занимались энтузиасты-одиночки, не имевшие достаточного числа помощников и студентов. Не в полную силу развивались в этот период и гуманитарные исследования. В целом в дореволюционный период отсутствовало характерное для советского времени планирование научных исследований.

Наиболее благоприятные условия для становления и развития научных школ и направлений в Томском университете в дореволюционный период были на медицинском факультете, где в то время работали профессора, получившие великолепное образование в российских университетах и ВМА. Многие из них прошли стажировку в зарубежных клиниках, больницах, институтах и лабораториях. Они сумели разглядеть среди своих студентов талантливых учеников, сформировать и развить у них профессиональное мастерство, заинтересовать их научными исследованиями.

Ведущее место среди научных школ и направлений, появившихся в университете в рассматриваемый период, занимает сибирская школа терапевтов, основателем которой является профессор М.Г. Курлов. Будучи учеником известного терапевта профессора ВМА В.А. Манассеина, он получил прекрасную подготовку в Военно-медицинской академии, а также в клиниках Берлина и Мюнхена у признанных тогда клиницистов П. Эрлиха, Эммериха, П. Цимссена и приехал в Томск уже сложившимся ученым. Его научные интересы относились к сфере гематологии. Мировую известность М.Г. Курлов приобрел после открытия в моноцитах морской свинки особых телец, названных в его честь “тельцами Курлова”. Вместе со своими учениками он занимался изучением нормального состава крови у человека и ее изменений под влиянием различных физиологических и патологических состояний организма. Выдающийся ученый, один из основоположников иммунологии и химиотерапии, П. Эрлих признавал авторитет Курлова и считал его крупным гематологом. М.Г. Курлова интересовали также вопросы усовершенствования физических методов диагностики, и в частности клинической антропометрии. Он детально разработал методику перкуссии сердца, предложил свою формулу определения размеров сердца. Изучение этой проблемы продолжили его ученики, впоследствии профессора П.А. Ломовицкий (1877-1941), О.Д. Соколова-Пономарева (1888-1966) и В.П. Степанов148.

Велика заслуга Курлова в изучении, диагностике и лечении туберкулеза. Особенно ценным вкладом во фтизиатрию является его работа “Об излечении легочной бугорчатки”. В его клинике, уже в советское время, впервые в Сибири Д.Д. Яблоковым было начато лечение искусственным пневмотораксом и препаратами золота больных легочным туберкулезом.

М.Г. Курлов одним из первых в Сибири занялся вопросами гельминтологии, в частности описторхозом и эхинококкозом, достигнув в этом значительных результатов.

Большинство учеников М.Г. Курлова подготовили и защитили докторские диссертации и сформировались как ученые именно в дореволюционный период, среди них И.М. Левашев, П.А. Ломовицкий, Н.Д. Либеров, Я.В. Плавинский, И.А. Валединский, А.В. Рязанов, З.Н. Несмелова-Завадовская. Под руководством М.Г. Курлова специализировались известные в будущем ученые О.Д. Соколова-Пономарева, А.И. Собкевич, А.С. Вишневский и др. Наибольшую известность среди учеников М.Г. Курлова, подготовленных им в советское время, получил академик АМН СССР Д.Д. Яблоков. Всего им было подготовлено 20 профессоров, создавших свои школы и работавших в разных регионах Сибири. Поэтому М.Г. Курлов по праву считается не только родоначальником томской, но и сибирской школы терапевтов149.

В дореволюционный период в Томском университете происходило становление школы патофизиологов. У ее истоков стояли ученики основоположника русской школы патофизиологов В.В. Пашутина, профессора Томского университета П.М. Альбицкий, А.В. Репрев и Д.И. Тимофеевский. Заслуга П.М. Альбицкого заключалась в том, что он во время своей работы в университете организовал и оснастил необходимым оборудованием лабораторию общей патологии, на базе которой продолжили исследования его ученики. Его научные изыскания в Томске касались главным образом вопросов дыхания, питания и обмена веществ в организме. После его отъезда в 1891 г. кафедру возглавил А.В. Репрев. Он продолжил дело по организации лаборатории и занимался совершенствованием экспериментальных методов исследования. Профессор Д.И. Тимофеевский выполнил ряд экспериментальных исследований, посвященных вопросам гематологии, изучению регенерации эритроцитов, белкового состава крови и лимфы под влиянием лимфогонных средств. Однако преждевременная смерть не позволила ему реализовать свои планы. Наибольший вклад в укрепление школы томских патофизиологов в этот период внес профессор П.П. Авроров, который после окончания Томского университета некоторое время работал под руководством П.М. Альбицкого в ВМА, занимаясь исследованиями теплообмена и обмена веществ в организме животных. Вернувшись в Томск, он продолжил свои исследования. Вместе со своим учеником А.Д. Тимофеевским (1887-1985), сыном профессора Д.И. Тимофеевского, тогда студентом медицинского факультета, он в январе 1911 г. поставил первые, хотя и неудачные, опыты по культивированию тканей. Эти работы были продолжены, и вскоре исследователям удалось усовершенствовать технику и методику опытов на кроликах, собаках и морских свинках, что позволило им получить удачные результаты по выращиванию клеток ткани вне организма. В 1913 г. им впервые удалось получить важные результаты по культивированию лейкемической крови человека, о которых было сообщено на страницах журнала “Русский врач”. Это сообщение вызвало огромный интерес у медицинской общественности150.

Одной из научных школ, сформировавшихся в Томском университете в рассматриваемый период, была школа фармакологов. Начало ей положил профессор П.В. Буржинский. Ученик В.А. Манассеина, он был организатором фармакологической лаборатории и первым ее заведующим. В лаборатории проводились исследования в области изучения воздействия на организм различных лекарственных препаратов (ареколина, периплоцина, апоцинина, строфантина, стрихнина, родедендрола и др.). В них участвовали ученики П.В. Буржинского К.Ф. Архангельский, Н.В. Вершинин, прозектор кафедры физиологии, затем приват-доцент при кафедре фармакологии Н.С. Спасский, защитившие в дореволюционный период докторские диссертации. Под руководством П.В. Буржинского защитил докторскую диссертацию, посвященную фармакологии жидкой вытяжки конопельного тайника, университетский врач, а затем профессор И.И. Александрович-Дочевский151.

Наиболее известным из его учеников был Н.В. Вершинин, ставший в советское время академиком АМН СССР. После блестящей защиты диссертации “Материалы к учению о ядовитости нормальной мочи человека” на степень доктора медицины, получившей высокую оценку профессоров М.Ф. Попова, П.В. Буржинского и А.П. Коркунова, он проходит длительную стажировку за границей. В частности, в период с 1906 по 1914 г. он побывал в лучших клиниках и лабораториях Берлина, Парижа, Женевы, Гейдельберга, Вены, где познакомился с постановкой преподавания, а также новейшими достижениями в области фармакологии, токсикологии и бальнеологии. Будучи в Гейдельберге (Германия) у известного фармаколога Готлиба, Н.В. Вершинин исследовал действие на сердечно-сосудистую систему сердечных гликозидов, ионов кальция, бария, магния и других электролитов. Его основные работы того периода были связаны с изучением препаратов, регулирующих функцию сердечно-сосудистой системы. Н.В. Вершинин выступил инициатором комплексного изучения лекарственных растений Сибири и создания на их основе разнообразных лечебных препаратов, которые затем проходили апробацию в клиниках университета152.

Исследованиями П.В. Бутягина в Томском университете были заложены основы школы микробиологии. П.В. Бутягин являлся выпускником Томского университета (1893). Его непосредственным учителем и наставником в выборе научной специализации был профессор по кафедре гигиены А.И. Судаков. После окончания университета Бутягин был оставлен в должности лаборанта при кафедре гигиены. В 1895 г. советом Томского университета он был командирован на четыре месяца в Институт экспериментальной медицины (С.-Петербург) с целью изучения серотерапии и методов производства бактерийных препаратов. По возвращении в Томск он принялся за организацию приготовления сыворотки. С 1896 г. Бутягин заведует открытой при гигиенической лаборатории университетской станцией для изготовления противодифтерийной сыворотки. Им и врачом П.И. Никаноровым в 1897 г. были проведены опыты по иммунизации лошадей противодифтерийной сывороткой в 3-5 раз большей концентрации, чем изготовлявшаяся в то время в России. Полученную в Томске сыворотку высылали во все регионы Сибири и Дальнего Востока153.

Профессор И.Р. Ломакин, один из учеников П.В. Бутягина, в 1929 г. в “Сибирском медицинском журнале” так оценил вклад своего учителя: “Благодаря его исключительной энергии население Сибири впервые получило могучее средство в борьбе с такой страшной болезнью, какой в то время была дифтерия. Факт этот имеет тем большее значение, что в те времена вопрос о серотерапии дифтерии имел своих ярых противников не только у нас, но и на своей родине - в Германии”154.

В 1902 г. Бутягин в совете Томского университета блестяще защитил диссертацию “Об изменении крови лошадей при иммунизации их дифтерийным токсином” на степень доктора медицины. В ней он доказал, что кровь лошадей при гипериммунизации существенно меняет свои физико-химические свойства. О диссертации Бутягина высоко отзывался профессор Томского университета М.Г. Курлов. В частности, он писал: “…диссертация врача П.В. Бутягина представляет очень обширный научный труд, начатый тогда, когда по этому вопросу в литературе сведений не было”.

С именем П.В. Бутягина связана и деятельность Бактериологического института, открытого при Томском университете в 1906 г. В его составе было три отделения: пастеровское, сывороточное и вакцинное, а также станция для изготовления противодифтерийной сыворотки. Пастеровское отделение делало прививки укушенным бешеными животными. За период с 1906 по 1912 г. было привито 8692 человека. В сывороточном отделении изготовлялись противодифтерийная, противодизентерийная и противоскарлатинная сыворотки. Только в 1912 г. было произведено 12556 флаконов противодифтерийной, 15 - 20 литров противоскарлатинной сыворотки. Вакцинное отделение было занято главным образом изготовлением оспенного детрита, скарлатинозной и холерной вакцины (около 20 тыс. трубочек в год). В 1912 г. при институте было открыто отделение для исследования крови по Вассерману. Во время эпидемий в институте

проводились бактериологические исследования, массовые прививки населения, организовывались курсы для врачей. В дореволюционный период в Бактериологическом институте велись важнейшие исследования. В частности, при участии П.В. Бутягина изучалось влияние наркоза эфиром и хлороформом на бактерицидность крови и фагоцитоз (А.Н. Зимин), морфологический состав крови при бешенстве и эффективность специфической профилактики (Е.И. Неболюбов), вопросы эпидемиологии, этиологии и лечения дизентерии, вопросы общей и частной микробиологии, иммунитета, проводились исследования по санитарной бактериологии155.

Наиболее известными учениками П.В. Бутягина, прошедшими научную практику в Бактериологическом институте в дореволюционный период, были профессора А.Н. Зимин, Е.И. Неболюбов, В.С. Веселов, И.Р. Ломакин. К сожалению, А.Н. Зимин и Е.И. Неболюбов после защиты диссертаций больше не занимались вопросами микробиологии. Поэтому, по нашему мнению, в дореволюционной период лишь закладывался фундамент школы микробиологов. Только после революции и установления советской власти начинается активное становление этой школы, когда под руководством П.В. Бутягина начинали работать будущие известные микробиологи, академики АМН СССР В.Д. Тимаков, А.А. Смородинцев и С.П. Карпов; профессора В.А. Крестовникова, В.В. Сукнев, Г.Ф. Вогралик и др. Продолжали свои исследования В.С. Веселов и И.Р. Ломакин, последний возглавил кафедру микробиологии после отъезда П.В. Бутягина в Новосибирск. Именно к этому времени относится становление и развитие томской школы микробиологов156.

В числе научных школ, сформировавшихся в первый период истории Томского университета, была и школа хирургов. Наряду с Э.Г. Салищевым, о котором речь шла выше, уникальные операции выполнял и профессор П.И. Тихов, сибиряк по рождению. Окончив Казанский университет, где его учителем был профессор В.И. Разумовский, он, работая в Томском университете, стал родоначальником научной школы, обогатившей отечественную и мировую

хирургическую науку в области остеопластических операций, хирургии брюшной полости и паренхиматозных органов, кровеносных сосудов, анестезиологии. Ему принадлежит приоритет в области урологии, в частности в проведении операций по пересадке мочеточников в прямую кишку (метод Тихова - Грамматикати). П.И. Тихов осуществил также операцию расширенного удаления пораженной раком матки с перевязкой маточных и подчревных артерий. В 1907 г. Тихов впервые в Сибири успешно зашил рану сердца. Из школы П.И. Тихова вышли такие известные ученые-хирурги, как Н.А. Богораз, Н.И. Березнеговский, А.М. Никольский, П.Н. Обросов, П.Н. Цветков, А.Ф. Пономарев, А.П. Альбицкий и др157.

Профессор Н.И. Березнеговский, например, в своей докторской диссертации “О пересадке мочеточников в кишечник”, защищенной в 1909 г., окончательно решил вопрос о возможности пересадки мочеточников в кишечник и о клинической пригодности этой операции. После смерти П.И. Тихова в 1918 г. он возглавил кафедру госпитальной хирургической клиники, которой до этого заведовал его учитель158.

Как уже отмечалось выше, несмотря на то, что в дореволюционный период в Томском университете не был открыт физико-математический факультет, научные исследования в области естественных и физико-математических наук велись представителями естественно-исторических кафедр. В Томском университете начинает оформляться школа ботаников, ставшая впоследствии известной как сибирская ботаническая школа П.Н. Крылова и достигшая своего расцвета уже в советский период. В дореволюционные годы формировался костяк этой школы. В это время по инициативе П.Н. Крылова организуется студенческий кружок так называемых “маленьких ботаников” при гербарии Томского университета. Создание такого кружка было делом сложным и кропотливым, так как преподавание естественных дисциплин на медицинском факультете Томского университета было вспомогательным. Такой кружок мог привлечь в свои ряды

только истинных энтузиастов, которые впоследствии решили бы связать свою судьбу с такой наукой, как ботаника. В этот кружок входили студенты медицинского факультета Б.К. Шишкин, впоследствии член-корреспондент АН СССР, и Л.А. Уткин, студенты ТТИ В.В. Ревердатто и К.Т. Тюменцев, а также слушательницы Сибирских высших женских курсов Л.П. Сергиевская, Т.Г. Попова и Л.Ф. Покровская. “Маленькие ботаники” с увлечением изучали специальную ботаническую литературу, работали с коллекциями159.

Один из них, Б.К. Шишкин, с лета 1908 г. начинает обстоятельные ботанические исследования. В том же году он посетил Урянхайский край, знакомился с флорой этого в то время малоизвестного уголка Азии, а также Саянского хребта и южной части Минусинского уезда. Результаты экспедиции были опубликованы Б.К. Шишкиным в “Известиях Томского университета”, где он впервые констатировал присутствие в обследованном районе 306 высших растений, описал их местонахождение, время цветения и т.п. В 1909 г. он на деньги, полученные от совета Томского университета, продолжает свои уже самостоятельные исследования в Урянхайском крае. Результаты исследований были опубликованы им также в “Известиях” под заглавием “Материалы к флоре Урянхайской земли”. В ней Шишкин не только описал 900 видов флоры высших растений этой местности, но и указал их места обитания, выделил фитогеографические области, дал сведения о географическом характере страны. В 1911 г. вместе с профессором П.Н. Крыловым он участвовал в экспедиции на Алтай (Большая Чернь и оз. Телецкое)160.

Другой ученик П.Н. Крылова, В.В. Ревердатто, по поручению своего учителя осуществил самостоятельную экспедицию в приенисейскую Арктику. Результаты своих исследований В.В. Ревердатто опубликовал в работе “Наблюдения, произведенные летом 1912 г. в низовьях р. Енисея, и список растений, собранных там”161. Таким образом, в дореволюционный период неустанной деятельностью П.Н. Крылова началось формирование в Томском университете школы ботаников, исследования которой впоследствии получили общесоюзное признание.

В дореволюционный период в Томском университете сформировалась и экономическая школа, хотя ее существование ограничилось 1917 г. Ее деятельность была связана с кафедрами политической экономии и статистики и финансового права и с именем и.д. ординарного профессора по кафедре политической экономии и статистики М.Н. Соболевым, выпускником юридического факультета Московского университета. В Томском университете он преподавал с 1899 по 1912 г. и был хорошо известен среди ученых-экономистов России. Его перу принадлежит ряд работ, издававшихся в Москве, Петербурге, Харькове и Томске: “Очерк истории всемирной торговли в связи с развитием экономической жизни” (М., 1899, 1902); “Организация и методы статистики труда” (1903), “Очерк истории торговли” и др. Книга М.Н. Соболева “Коммерческая география: Очерк хозяйственной статистики России сравнительно с иностранными государствами” выдержала 6 изданий, став популярным у студентов учебным пособием (Москва, 1899, 1903, 1911; Томск, 1902, 1909 и др.). Его многочисленные статьи публиковались на страницах журналов “Экономист России”, “Критическое обозрение”, “Мир Божий” и др.

М.Н. Соболев был автором статей в “Народной энциклопедии” и “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона. Капитальная монография “Таможенная политика России во второй половине XIX в.” (Томск, 1911), объемом в 900 с., была защищена им в 1912 г. в Харьковском университете в качестве докторской диссертации. Она представляла собой выдающееся явление в русской экономической литературе по вопросу о таможенном обложении как по богатству использованного материала, так и по оригинальности освещения русской таможенной политики 2-й половины XIX в. Большое внимание М.Н. Соболев уделял изучению экономики Сибири. В цикле работ он проанализировал значение строительства Сибирской железной дороги для экономики этого региона, рассмотрел политику государства в отношении Сибири и др. Он, в частности, высказался за внедрение в экономику Сибири иностранного капитала, являющегося, по его словам, “пионером европейской экономической культуры”. Важна также постановка М.Н. Соболевым такой проблемы, как место Сибири в составе России.

Широкая эрудиция, владение несколькими иностранными языками позволяли ему свободно ориентироваться в различных областях экономической науки и вовлекать в сферу научной деятельности студентов-юристов. По инициативе М.Н. Соболева был организован студенческий статистико-экономический кружок, на занятиях которого изучалось, в частности, экономическое положение томского студенчества.

Одним из учеников М.Н. Соболева был и.д. ординарного профессора по кафедре финансового права М.И. Боголепов (член-корреспондент АН СССР с 1939 г.), блестяще окончивший юридический факультет Томского университета (1903). Пройдя основательную подготовку в качестве профессорского стипендиата и побывав в нескольких заграничных научных командировках, он первым среди выпускников юридического факультета Томского университета защитил в 1910 г. в Харьковском университете в качестве диссертации на степень магистра финансового права монографию “Государственный долг: к теории кредита. Типологический очерк” (СПб., 1909). В своем исследовании М.И. Боголепов на обширном материале выяснил механизм возникновения государственного долга, обратив особое внимание на такие причины роста государственных долгов, как война или подготовка к ней. Дефицит в госбюджете, подчеркивал он, заставляет прибегать к внутренним и внешним займам. Особое место он отвел характеристике госкредита и условиям, в которых он используется. Впоследствии М.И. Боголепов продолжил изучение этой проблемы.

Важное место в томский период его научной деятельности занимала сибирская социально-экономическая тематика. В ряде своих работ (“Финансовые отношения в Сибири и Европейской России”, “Истощение Сибири” и др.) он обратил внимание на колониальное положение Сибири и постепенное вытеснение натурального хозяйства денежным как главные факторы, определившие историю Сибири со времени ее присоединения к России. Так же, как и его учитель профессор М.Н. Соболев, М.И. Боголепов занимался выяснением места Сибирской железной дороги в колонизации края. Они предприняли совместную научную экспедицию в Монголию, результатом которой стали “Очерки русско-монгольской торговли” (Томск, 1911). Перу М.И. Боголепова принадлежит ряд статей, рецензий, заметок, опубликованных в местной периодической печати, на страницах журналов “Русский экономист”, “Вестник финансов”, “Экономист России” и др. По его инициативе при кафедре финансового права был в 1909 г. организован экономический кружок, в работе которого активное участие принимали студенты-юристы162.

Важную роль в становлении в дореволюционный период в Томском университете экономической школы, наряду с М.Н. Соболевым и М.И. Боголеповым, сыграл известный русский экономист П.И. Лященко. Выпускник Петербургского университета, он вскоре после приезда в Томск защитил в Харьковском университете (1914) диссертацию “Крестьянское дело и пореформенная землеустроительная политика” (ИТУ. 1915. Кн. 63) на ученую степень доктора политической экономии и статистики. Одним из официальных оппонентов на защите выступил профессор М.Н. Соболев. Эта работа представляла собой вторую часть его “Очерков аграрной эволюции в России” (СПб., 1908).

В Томске П.И. Лященко занимался также изучением экономики Сибири. Занимая в то время позиции “буржуазного экономизма”, он считал определяющим в изменениях, происходивших в области политики и права, экономический фактор. В частности, П.И. Лященко рассматривал насаждение частного землевладения в Сибири в XIX – начале XX в. как стремление царского правительства прийти на помощь “оскудевшему дворянству” открытием для него новых земель на востоке163.

В целом научная деятельность профессоров-экономистов Томского университета в дореволюционный период представляет интересную страницу в истории отечественной экономической науки164.

Таким образом, в дореволюционный период в Томском университете были развернуты научные исследования прежде всего в области медицины, биологии, экономики и права. Однако они не приняли системного характера ввиду отсутствия в университете физико-математического и историко-филологического факультетов, открывшихся лишь в 1917 г.

Hosted by uCoz