РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра истории России

 

Социоестественная история

 

(2й курс – 3 или 4 семестр.  Лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов).

Преподаватель: к.и.н., доцент Хорунжий Алексей Валентинович

 

 

I. ОПИСАНИЕ КУРСА

Цель и задачи курса:

Курс посвящен истории взаимодействия человека и природы на различных этапах становления и развития человечества.

Цель курса: раскрыть основные тенденции и закономерности развития человечества в контексте взаимодействия природы и общества на различных этапах человеческой истории.

Задачи курса:

1.1. Содействовать преодолению эффекта «двух культур» (Ч.П.Сноу) и закреплению знаний и навыков, получаемых из предметов естественнонаучного цикла дисциплин; содействовать внедрению методов междисциплинарных исследований исторического материала; показывать на конкретных примерах эвристический потенциал естественнонаучных методов в историческом исследовании;

1.2. Показать, одновременно, что при всей важности и перспективности применения методов естественных наук в исторических исследованиях, знания о природе и обществе не тождественны в полной мере и пренебрежение этим различием «... приводит к существенным негативным последствиям для знаний об обществе»;[1]

2.1. Показать на конкретном историческом материале, что человечество не раз достигало «пределов роста» на различных стадиях своего развития. Глобальные экологические кризисы, сопровождавшие эти периоды, как показывает исторический опыт, разрешимы лишь путем качественного изменения принципов взаимодействия общества и природы, а попытки экстенсивного подхода к проблеме ведут только к нарастанию внутреннего напряжения системы (социума) и чреваты катастрофическими последствиями.

2.2. Показать, что к настоящему времени человечество вступило в очередной экологический кризис, выходом из которого должен служить очередной качественный (фазовый) переход, требующий не только революционных изменений в технологии и способах хозяйствования, но и кардинальной перестройкой всей идеологии человечества.

Методологическая основа: Цель и задачи курса, а также требования госстандарта определили методологическую основу курса, который базируется на трудах К.Ясперса, М.Вебера, Г.-Г.Гадамера, Р.Дж.Коллингвуда, К.Пойнтинга, а также работах Л.Н.Гумилева, А.С.Ахиезера и Э.С.Кульпина,[2] и опирается в подаче материала на стадиальный подход к истории человечества, как наиболее соответствующий рассматриваемым в рамках курса уровням хозяйственного взаимодействия человека и природы и возникающим на их стыках антропогенным экологическим кризисам.

Содержание курса, определенное данной концепцией, состоит из модулей, посвященных: методологическим подходам к изучению истории человечества; истории первобытного общества и первому антропогенному экологическому кризису в истории человечества; глобальным экологическим кризисам в истории аграрного, индустриального и возникающего на наших глазах постиндустриального (информационного) общества, а также проблемам перехода от одной стадии развития человечества к другой как формы выхода из этих кризисов. Особое внимание при этом уделяется проблемам взаимосвязи и взаимоотношений природы и общества в России.

Те же требования в совокупности с программой курса определяют его организационно-методическое строение, а также формы занятий и контроля. Курс ориентирован на 9 опорных лекций, равное количество семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов в пределах часовой нагрузки, примерно равной аудиторным занятиям.

Формы занятий включают конспектирование студентами опорных лекций, дающих обзор основных проблем по каждому модулю; закрепление пройденного материала на семинарских занятиях; изучение на семинарских занятиях нового материала, предполагающее самостоятельную работу студентов с раздаточным материалом, а также с имеющимися в интернет ресурсами по данной теме, их обсуждение и формулировку выводов под руководством преподавателя; самостоятельное изучение студентами конкретного фактического материала в дополнение к опорным лекциям; элементы опережающего обучения: изучение нового материала с контролем в форме фронтального опроса в начале занятия; элементы исследовательской работы: доклады (рефераты) студентов с их обязательным обсуждением на семинаре; рубежный и заключительный контроль усвоения материала. Формы контроля - письменные проверочные работы (рубежная аттестация), фронтальный опрос (для вспоминания основных фактов, необходимых для построения умозаключений на семинаре), обсуждение докладов (рефератов) на семинаре, итоговая письменная работа.

В качестве оборудования в курсе используются медиапроектор, соединенный с компьютером (лекции), а также рабочие станции с выходом в интернет (при выполнении ряда задач на семинарах).

 

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 I. Вводное занятие.

Предмет и задачи курса. Социальная, политическая и социоестественная история. Периодизация всемирно-исторического процесса. Цивилизационный и формационный подходы к истории человечества. Стадиальный подход как наиболее адекватно отражающий изменения в уровне взаимодействия природы и общества. Роль природных факторов в истории человечества. Характеристика аграрного, индустриального и постиндустриального обществ и роль природных факторов в развитии человечества.

II. Методология исследования взаимодействия социума и природы.

 Концепции взаимодействия человека и природы в истории (Л.Н.Гумилев, Э.С.Кульпин, Л.Н. Мечников, А.Л.Чижевский и др). Синхронизация природных, биологических и социальных ритмов – уровни взаимодействия и корреляции.

III - IV. Первый глобальный антропогенный экологический кризис. Человек и природа на этапе становления  и развития аграрного общества.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния ан­тро­по- и со­цио­ге­не­за в ис­то­рии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. Взаимодействие человека и природы на ранних стадиях антропогенеза. Пер­вый глобальный ан­тро­по­ген­ный эко­ло­гичес­кий кри­зис и пе­ре­ход к про­из­во­дя­ще­му ти­пу хо­зяй­ст­ва. Неолитическая революция и ее социально-экологические последствия. Изменение типа  хозяйствования и его влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Становление аграрного общества. Воз­ник­но­ве­ние древ­ней­ших аг­рар­ных ци­ви­ли­за­ций. Чело­век и при­ро­да в аг­рар­ном об­ще­ст­ве. Влияние природных факторов на становление и крах крупных земледельческих государств древности.

 V- VI. Второй глобальный антропогенный экологический кризис. Варианты к индустриальному обществу.

Ме­сто Сред­не­ве­ко­вья во все­мир­но-ис­то­ричес­ком про­цес­се. Ци­ви­ли­за­ция Древ­ней Ру­си и ее вме­щаю­щий ланд­шафт. Ан­тро­по­ге­ни­за­ция при­ро­ды X-XIII ве­ков в За­пад­ной и Вос­точной Ев­ро­пе. Ве­ли­кая рас­паш­ка. Социально-экологический кризис XIV в. в Западной Европе. Роль эпидемических болезней и их переносчиков в истории человечества.

 Мон­голь­ская им­пе­рия и про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия чело­ве­ка и при­ро­ды в го­су­дар­ст­ве кочев­ни­ков. Русь и Зо­ло­тая Ор­да.Внут­рен­няя ко­ло­ни­за­ция; кли­ма­тичес­кий кри­зис; де­гра­да­ция вме­щаю­ще­го ланд­шаф­та русских княжеств.  . Пер­вый со­ци­аль­но-эко­ло­гичес­кий кри­зис в Вос­точной Ев­ро­пе и пе­ри­од Ве­ли­ко­го за­пус­те­ния (XVI-XVII вв.). Вы­ход из кри­зи­са. Ста­нов­ле­ние аб­со­лю­тиз­ма. Лекция. XVIII век в ми­ро­вой ис­то­рии. Осо­бен­но­сти рос­сий­ской мо­дер­ни­за­ции. Кри­зис аг­рар­но­го об­ще­ст­ва и его экологические последствия. Эше­ло­ны мо­дер­ни­за­ции во все­мир­ной ис­то­рии

VIIVIII. Третий глобальный антропогенный экологический кризис.  Развитие индустриального общества и «пределы роста».

Ста­нов­ле­ние ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва в XIX ве­ке и пу­ти раз­ви­тия Рос­сии. Социально-экологические кризисы XIX в. в России и др. странах. «Картофельный голод» в Ирландии. Раз­ви­тие Рос­сии в пер­вой тре­ти XX ве­ка; все­мир­но-ис­то­ричес­кий фон. Фор­си­ро­ван­ная мо­дер­ни­за­ция в СССР и скла­ды­ва­ние "мо­би­ли­за­ци­он­но­го об­ще­ст­ва". Экоцид в СССР.  Экологические последствия развития индустриального общества и мировых войн в XX веке. СССР и Россия в середине – второй половине ХХ в.: хозяйственные достижения и экологические катастрофы. «Пределы роста» индустриального общества. Гло­баль­ный эко­ло­гичес­кий кри­зис последней трети ХХ в.

IX. Переход к информационному обществу как снятие проблем индустриальной цивилизации и выход на новый уровень взаимодействия социума и природы.

XXI век: но­вый уро­вень ис­то­ричес­ко­го син­те­за и про­бле­мы скла­ды­ва­ния гло­баль­ной ци­ви­ли­за­ции. Становление информационного общества и про­бле­ма из­ме­не­ния мен­та­ли­те­та чело­ве­ка и под­хо­дов к при­ро­до­поль­зо­ва­нию. Сценарии развития человечества в информационном обществе: снятие остроты экологических проблем индустриального общества. Новый уровень социально-экологических проблем как следствие высокотехнологичной хозяйственной деятельности человечества и возможные пути их решения.

 

III. Темы рефератов

  1. Эпидемиологические последствия неолитической революции и перехода к производящему хозяйству.
  2. Социально-экологический кризис в Древнем Китае.
  3. Предпосылки ослабления государств с монокультурным сельским хозяйством в Древнем Мире.
  4. Человек и природа в Древней Греции.
  5. Эволюция энерговооруженности человечества.
  6. Великие геологические катастрофы в истории Земли и их влияние на историю человечества.
  7. Циклические колебания климата, малые ледниковые периоды и их роль в истории аграрного общества.
  8. Человеческая деятельность как геологическая сила: антропогенные изменения ландшафта на ранних стадиях развития человечества.
  9. Роль инфекционных болезней в истории человечества.
  10. Цена отставания: задержка с переходом от технологий аграрного общества к индустриальному и «Черная смерть» в Европе.
  11. Цена прогресса: переход к индустриальному обществу и изменения в здоровье человека.
  12. Изменение средней продолжительности жизни человека при переходе человечества на все новые уровни технологического развития и принципы хозяйствования.

IV. Список литературы

Обязательная литература:

  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. – В 3 т. – Т. 1: Структуры повседневности: Возможное и невозможное.  - М.: Прогресс, 1986. – 622 с.

2.      Василенко В. Н.  Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии // Социологические исследования. -  1998, N 3, с. 73-79.

3.      Влияние глобальных изменений природной среды и климата на функционирование экономики России / Алферов А.М., Бусаров В.Н., Менжулин Г.В., Пегов С.А. и др. – М.: УРСС, 1998. – 102 с.

  1. Генетические коды цивилизаций / / Генезис кризисов природы и общества в России. Вып.4.  -  М.: Московский лицей, 1995. – 200 с.
  2. Гирусов Э.В.  Основы социальной экологии. - М.: Изд-во РУДН, 1998. – 172 с.
  3. Гуляев В.  Древние майя.  - М.: Знание, 1983. – 176 с.
  4. Гумилев Л.И.  Этногенез и биосфера Земли. - М.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
  5. Гумилев Л.Н.  Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1992. – 781 С.
  6. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. – 336 с.
  7. Ключевский В.О. Курс русской истории   // Ключевский В.О. Соч. – В 9 т. – Т.I. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.
  8. Кузьменко В.П. Гелиокосмические факторы влияния на социально-политические процессы / Доклад на II-ой международной конференции “Социально-психологические аспекты национальной безопасности”. – Киев, 1999.  http://www.niurr.gov.ua/ru/conference/policy/kuzm_helios_ru.htm
  9. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад – Восток: Введение в социоестественную историю.  -  М.: Московский лицей, 1996. – 200 с.
  10. Кульпин Э.С. Путь России / Генезис кризисов природы и общества в России. Вып.5. - М.: Московский лицей, 1995. – 200 с.
  11. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. – 368 с.
  12. Лем С.  Сумма технологии.  - М.: АСТ, 2002. – 668 с.
  13.  Лик сфинкса / Социоестественная история. – Вып. 6.  -  М.: Московский лицей, 1995. – 200 с.
  14. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. - М.: Прогресс, 1995. – 464 с.

18.  Новожилова Е. О. У истоков исторической экологии // Экол. человека. 1996, N 3, с. 78-79.

19.  Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: Ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. – Дубна: Феникс, 2006. – 448 с.

  1. Переходы и катастрофы: Опыт социально-экономического развития. - М.: Изд-во Московского университета, 1994. – 192 с.
  2. Пестель Э. За пределами роста.  - М.: Прогресс, 1988. – 272 с.
  3. Реймерс Н.Ф.  Экология: Теории и законы, правила, принципы и гипотезы.  - М.: Россия молодая, 1994. – 366 с.
  4. Тоффлер Э. Третья волна.  - М.: АСТ, 2002. – 776 с.
  5. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР: Здоровье и природа на осадном положении. - М.: Голос, 1992. – 308 с.
  6. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. – 349 с.
  7. Человек и природа: Проблемы социоестественной истории.  - М.: ИВ РАН, 1996. – 119 с.
  8. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1991. – 72 с.
  9. Эволюционная и историческая антропоэкология. - М.: Наука, 1994. – 208 с.
  10. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука, 1999. – 448 с.
  11. Gavin, Philip. The Irish Potato Famine. – Boston, 2000. - http://www.historyplace.com/worldhistory/famine/index.html
  12.  Ponting, Clive. A green history of the world: The environment and the collapse of great civilizations/  - N.Y.: St. Martin’s Press, 1992. – 432 p.

 

Дополнительная литература

1.      Алексеев В. П. Очерки экологии человека: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ. 1998, 233 с.

  1. Ахиезер А.С.  Россия: критика исторического опыта.   - М.: Изд-во ФО СССР, 1991. – В 3 тт.

3.      Бондарев Л. Г. История природопользования (Историческая экология): Учеб. пособие для студ. геогр. фак. Вузов. - М.: Изд-во МГУ. 1999, 96 с.

4.      Бондарев Л. Г. Палеоэкология и историческая экология: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МГУ. 1998, 107 с.

  1. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы.  - М.: Мысль, 1988. – 522 с.
  2. Будущее России в зеркале синергетики. – М.: КомКнига, 2006. – 272 с.
  3. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  5. Гумилев Л.Н.  Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению.  - М.: Рольф, 2001. – 384 с.
  6. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.  - Л.: Наука, 1990. – 278 с.
  7. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.  - М.: Экопрос, 1993. – 544 с.
  8. Даниэл М. Тайные тропы носителей смерти.   - М.: Прогресс, 1990. – 416 с.
  9. Дружинин И.П., Хамьянова Н.В. Солнечная активность и переломы хода природных процессов на Земле.  -  М.: Наука, 1969. – 224 с.
  10. Дулов А.В. Географическая среда и история России: конец XV -  середина XIX вв. - -М.: Наука, 1983. – 255 с.
  11. Дюби Ж. Европа в Средние Века.  - Смоленск: Полиграмма, 1994. – 316 с.
  12. Забелин И.М., Круть И.В. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: Общенаучный и геолого-географический аспекты.  - М.: Наука, 1988. – 414 с.
  13. Зверев А.Т. Историческая экология: Учебник. М.: Дом педагогики, 1999. – 192 с.
  14. История взаимодействия общества и природы: Факты и концепции.  - М.: ИИЕТ СССР, 1990. – В 3 ч.
  15. История и синергетика: Методология исследования. – М.: КомКнига, 2005. – 184 с.
  16. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: УРСС, 2003. – 288 с.
  17. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. - М.: Ключ, 1998. –  192 С.
  18. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории  // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – М.: Наука, 1980. – С. 5 – 320.

23.  Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. - М.: Наука, 1990 - 247 с.

  1. Кульпин Э.С.  Золотая Орда: Проблемы генезиса Рос. Государства.  - М.: Моск. лицей, 1998. – 221 с.

25.  Кульпин, Э.С. Природа и самоорганизация общества.  - М.: Ин-т востоковедения, 2001. - 256 с.

26.  Кульпин, Э.С. Русь между Западом и Востоком. - М.: Ин-т востоковедения, 2001 – 224 с.

  1. Ландшафт и этнос / Под ред. Э.С. Кульпина  - М., 1999. – 256 с.
  2. Милованов В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. – М.: УРСС, 2001. – 264 с.
  3. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. - М.: Мир, 1990. – 344 с.
  4. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России: К 10-летию Конф. ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де Жанейро, 1992 г. - М.: Изд-во КМК, 2002. - 444 с.
  5. Пределы роста Докл. По проекту рим. клуба "Слож. положения человечества"/ Донелла Х. Медоуз, Деннис Л. Медоуз, Йорген Рэндерс, Вильям В. Беренс III. М.: Изд-во МГУ, 1991 – 205 с.
  6. Пригожин И. Философия нестабильности  // Вопросы философии. – 1991. - №6. – С. 46 – 52.
  7. Пригожин И., Стенгерс И.  Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

34.  Природа и культура / Под ред. Э.С. Кульпина. - М.: Ин-т востоковедения РАН, Акад. гор. среды, 2001 - 260 с.

  1. Резанов И.А. Великие катастрофы в истории Земли.  - М.: Мир, 1985 - 246 с.

36.  Резанов И.А. Жизнь и космические катастрофы. – М.: АГАР, 2003. – 239 с.

  1. Соколов В.В. Социализация природы в Советской России, 1917 – 1945. -  СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов, 1994. – 154 с.
  2. Стерлинг Б. Будущее уже началось. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 264 с.
  3. Уайтхед А. Наука и современный мир   // Уайтхед А. Избранные работы по философии. – М.: Прогресс, 1990. – С. 56 – 271.
  4. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия.  - М.: Мысль, 1995. – 766 с.
  5. Ясперс К.  Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. – 527 с.

 

 



[1] Ахиезер А.С. О методологии социокультурных и социоестественных исследований // Лик сфинкса. - М., 1995. - С.68.

[2]Кроме того, в концепции и программе курса учтены разработки В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Л.И.Мечникова, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Н.Ф.Реймерса, Б.Ц.Урланиса, Ф.Броделя, Ж.Ле Гоффа, Г.Маркузе, И.Пригожина и др., работы Римского клуба и др.

Hosted by uCoz