РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра истории России
Социоестественная история
(2й курс – 3 или 4 семестр. Лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов).
Преподаватель: к.и.н., доцент Хорунжий Алексей Валентинович
Курс посвящен истории взаимодействия человека и природы на различных этапах становления и развития человечества.
Цель курса: раскрыть основные тенденции и закономерности развития человечества в контексте взаимодействия природы и общества на различных этапах человеческой истории.
Задачи курса:
1.1. Содействовать преодолению эффекта «двух культур» (Ч.П.Сноу) и закреплению знаний и навыков, получаемых из предметов естественнонаучного цикла дисциплин; содействовать внедрению методов междисциплинарных исследований исторического материала; показывать на конкретных примерах эвристический потенциал естественнонаучных методов в историческом исследовании;
1.2. Показать, одновременно, что при всей важности и перспективности применения методов естественных наук в исторических исследованиях, знания о природе и обществе не тождественны в полной мере и пренебрежение этим различием «... приводит к существенным негативным последствиям для знаний об обществе»;[1]
2.1. Показать на конкретном историческом материале, что человечество не раз достигало «пределов роста» на различных стадиях своего развития. Глобальные экологические кризисы, сопровождавшие эти периоды, как показывает исторический опыт, разрешимы лишь путем качественного изменения принципов взаимодействия общества и природы, а попытки экстенсивного подхода к проблеме ведут только к нарастанию внутреннего напряжения системы (социума) и чреваты катастрофическими последствиями.
2.2. Показать, что к настоящему времени человечество вступило в очередной экологический кризис, выходом из которого должен служить очередной качественный (фазовый) переход, требующий не только революционных изменений в технологии и способах хозяйствования, но и кардинальной перестройкой всей идеологии человечества.
Методологическая основа: Цель и задачи курса, а также требования госстандарта определили методологическую основу курса, который базируется на трудах К.Ясперса, М.Вебера, Г.-Г.Гадамера, Р.Дж.Коллингвуда, К.Пойнтинга, а также работах Л.Н.Гумилева, А.С.Ахиезера и Э.С.Кульпина,[2] и опирается в подаче материала на стадиальный подход к истории человечества, как наиболее соответствующий рассматриваемым в рамках курса уровням хозяйственного взаимодействия человека и природы и возникающим на их стыках антропогенным экологическим кризисам.
Содержание курса, определенное данной концепцией, состоит из модулей, посвященных: методологическим подходам к изучению истории человечества; истории первобытного общества и первому антропогенному экологическому кризису в истории человечества; глобальным экологическим кризисам в истории аграрного, индустриального и возникающего на наших глазах постиндустриального (информационного) общества, а также проблемам перехода от одной стадии развития человечества к другой как формы выхода из этих кризисов. Особое внимание при этом уделяется проблемам взаимосвязи и взаимоотношений природы и общества в России.
Те же требования в совокупности с программой курса определяют его организационно-методическое строение, а также формы занятий и контроля. Курс ориентирован на 9 опорных лекций, равное количество семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов в пределах часовой нагрузки, примерно равной аудиторным занятиям.
Формы занятий включают конспектирование студентами опорных лекций, дающих обзор основных проблем по каждому модулю; закрепление пройденного материала на семинарских занятиях; изучение на семинарских занятиях нового материала, предполагающее самостоятельную работу студентов с раздаточным материалом, а также с имеющимися в интернет ресурсами по данной теме, их обсуждение и формулировку выводов под руководством преподавателя; самостоятельное изучение студентами конкретного фактического материала в дополнение к опорным лекциям; элементы опережающего обучения: изучение нового материала с контролем в форме фронтального опроса в начале занятия; элементы исследовательской работы: доклады (рефераты) студентов с их обязательным обсуждением на семинаре; рубежный и заключительный контроль усвоения материала. Формы контроля - письменные проверочные работы (рубежная аттестация), фронтальный опрос (для вспоминания основных фактов, необходимых для построения умозаключений на семинаре), обсуждение докладов (рефератов) на семинаре, итоговая письменная работа.
В качестве оборудования в курсе используются медиапроектор, соединенный с компьютером (лекции), а также рабочие станции с выходом в интернет (при выполнении ряда задач на семинарах).
Предмет и задачи курса. Социальная, политическая и социоестественная история. Периодизация всемирно-исторического процесса. Цивилизационный и формационный подходы к истории человечества. Стадиальный подход как наиболее адекватно отражающий изменения в уровне взаимодействия природы и общества. Роль природных факторов в истории человечества. Характеристика аграрного, индустриального и постиндустриального обществ и роль природных факторов в развитии человечества.
Концепции взаимодействия человека и природы в истории (Л.Н.Гумилев, Э.С.Кульпин, Л.Н. Мечников, А.Л.Чижевский и др). Синхронизация природных, биологических и социальных ритмов – уровни взаимодействия и корреляции.
Основные направления антропо- и социогенеза в истории первобытного общества. Взаимодействие человека и природы на ранних стадиях антропогенеза. Первый глобальный антропогенный экологический кризис и переход к производящему типу хозяйства. Неолитическая революция и ее социально-экологические последствия. Изменение типа хозяйствования и его влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Становление аграрного общества. Возникновение древнейших аграрных цивилизаций. Человек и природа в аграрном обществе. Влияние природных факторов на становление и крах крупных земледельческих государств древности.
Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси и ее вмещающий ландшафт. Антропогенизация природы X-XIII веков в Западной и Восточной Европе. Великая распашка. Социально-экологический кризис XIV в. в Западной Европе. Роль эпидемических болезней и их переносчиков в истории человечества.
Монгольская империя и проблема взаимодействия человека и природы в государстве кочевников. Русь и Золотая Орда.Внутренняя колонизация; климатический кризис; деградация вмещающего ландшафта русских княжеств. . Первый социально-экологический кризис в Восточной Европе и период Великого запустения (XVI-XVII вв.). Выход из кризиса. Становление абсолютизма. Лекция. XVIII век в мировой истории. Особенности российской модернизации. Кризис аграрного общества и его экологические последствия. Эшелоны модернизации во всемирной истории
Становление индустриального общества в XIX веке и пути развития России. Социально-экологические кризисы XIX в. в России и др. странах. «Картофельный голод» в Ирландии. Развитие России в первой трети XX века; всемирно-исторический фон. Форсированная модернизация в СССР и складывание "мобилизационного общества". Экоцид в СССР. Экологические последствия развития индустриального общества и мировых войн в XX веке. СССР и Россия в середине – второй половине ХХ в.: хозяйственные достижения и экологические катастрофы. «Пределы роста» индустриального общества. Глобальный экологический кризис последней трети ХХ в.
XXI век: новый уровень исторического синтеза и проблемы складывания глобальной цивилизации. Становление информационного общества и проблема изменения менталитета человека и подходов к природопользованию. Сценарии развития человечества в информационном обществе: снятие остроты экологических проблем индустриального общества. Новый уровень социально-экологических проблем как следствие высокотехнологичной хозяйственной деятельности человечества и возможные пути их решения.
2. Василенко В. Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии // Социологические исследования. - 1998, N 3, с. 73-79.
3. Влияние глобальных изменений природной среды и климата на функционирование экономики России / Алферов А.М., Бусаров В.Н., Менжулин Г.В., Пегов С.А. и др. – М.: УРСС, 1998. – 102 с.
18. Новожилова Е. О. У истоков исторической экологии // Экол. человека. 1996, N 3, с. 78-79.
19. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: Ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. – Дубна: Феникс, 2006. – 448 с.
1. Алексеев В. П. Очерки экологии человека: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ. 1998, 233 с.
3. Бондарев Л. Г. История природопользования (Историческая экология): Учеб. пособие для студ. геогр. фак. Вузов. - М.: Изд-во МГУ. 1999, 96 с.
4. Бондарев Л. Г. Палеоэкология и историческая экология: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МГУ. 1998, 107 с.
23. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. - М.: Наука, 1990 - 247 с.
25. Кульпин, Э.С. Природа и самоорганизация общества. - М.: Ин-т востоковедения, 2001. - 256 с.
26. Кульпин, Э.С. Русь между Западом и Востоком. - М.: Ин-т востоковедения, 2001 – 224 с.
34. Природа и культура / Под ред. Э.С. Кульпина. - М.: Ин-т востоковедения РАН, Акад. гор. среды, 2001 - 260 с.
36. Резанов И.А. Жизнь и космические катастрофы. – М.: АГАР, 2003. – 239 с.
[1] Ахиезер А.С. О методологии социокультурных и социоестественных исследований // Лик сфинкса. - М., 1995. - С.68.
[2]Кроме того, в концепции и программе курса учтены разработки В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Л.И.Мечникова, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Н.Ф.Реймерса, Б.Ц.Урланиса, Ф.Броделя, Ж.Ле Гоффа, Г.Маркузе, И.Пригожина и др., работы Римского клуба и др.