РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра истории России

 

Интернет-технологии в исторической науке и образовании

(лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов)

 

Преподаватель: к.и.н., доц. Хорунжий Алексей Валентинович

I. Описание курса

Целью данного курса является подготовка современного специалиста-историка, владеющего базовыми знаниями, умениями и навыками по применению новейших интернет-технологий в исторической науке и образовании. Для достижения этой цели в процессе изучения курса необходимо решить несколько образовательных задач: ознакомиться с существующими возможностями интернет-технологий; соотнести эти возможности с основными элементами работы историка-исследователя и историка-преподавателя; понять, как такие элементы могут быть выполнены при помощи новейших технологий; закрепить достигнутое понимание на уровне умений и навыков во время практических занятий.

Таким образом, кроме главной цели данный курс имеет еще одну – содействие формированию профессионализма историка через повторение материала, полученного в рамках изучения других курсов, таких, как «Введение в специальность», «Источниковедение» и др.: выполняя практические задания за компьютером, студенты неизбежно должны будут вспомнить и закрепить полученные навыки работы историка-исследователя.

В рамках курса рассматриваются история возникновения и современное устройство глобальной информационной сети Интернет; основные службы и сервисы интернет анализируются с точки зрения их применимости на различных этапах работы историка; рассматривается имеющийся опыт профессионального сообщества историков по освоению и применению новых информационных технологий.

На практических занятиях студенты пишут «виртуальную курсовую работу» - выбрав любую понравившуюся им тему исследования, они должны будут сымитировать все основные этапы работы историка над новой темой исследования.

Курс состоит из 9 опорных лекций, равное количество семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов в пределах часовой нагрузки, предусмотренной учебным планом

Формы занятий включают конспектирование студентами опорных лекций, дающих обзор основных проблем курса, а также закрепление пройденного материала на семинарских занятиях в процессе выполнения практических заданий.

В качестве оборудования в курсе используются медиапроектор, соединенный с компьютером (лекции), а также рабочие станции с выходом в Интернет (семинары).

Формы контроля предусматривают выполнение конкретных учебно-исследовательских задач на каждом семинаре с их обязательной сдачей преподавателю в электронном виде, 1 рубежную аттестацию в течение семестра, выполнение творческой работы, а также итоговую работу в конце семестра.

 

 

 

 

II. Основное содержание

 

I: Установочное занятие

 

Установочное занятие. Определение перечня выполняемых практических заданий и предъявляемых к ним требований. Регистрация собственного доменного имени 3-го уровня и открытие учебного почтового ящика. Выбор темы «виртуальной курсовой работы» для выполнения дальнейших заданий.

 

 II-III: История появления и основные понятия интернет

Новые информационные технологии в постиндустриальном обществе XXI века. Роль интернет-технологий в работе историка. История возникновения и эволюция глобальной сети интернет. Появление протокола TCP/IP.

Основные понятия и протоколы интернет: семейство протоколов TCP/IP; HTTP, FTP, POP3, SMTP, NNTP, Telnet, Gopher, ICQ, P2P и базирующиеся на них службы и сервисы.

Принципиальная схема построения и взаимодействия «сети сетей». Система IP-адресов и доменных имен. Uniform Resource Locator. Основы безопасности  при работе в интернет. Нетикет и эмотикон. Правовое регулирование интернет.

 

IV: Обмен мнениями и общение в интернет

Электронная почта в работе историка. Списки рассылки и новостные группы: принципы организации,  основы работы. Интернет-конференции. Основные ресурсы исторической тематики.

Общение в интернет: чат, ICQ, форумы и «доски объявлений». Принципы организации и  основы работы. Основные ресурсы исторической тематики. Развитие сервисов и протоколов VoIP,  SKYPE, Telsip и аналогичных.


V: Поиск информации в интернет

Поиск информации в интернет: каталоги, поисковые системы, специализированные информационные системы, электронные каталоги, электронные библиотеки. Принципы организации и основы работы. Обобщенная структура языка запросов и расширенные запросы. Основные ресурсы исторической тематики.

Поиск информации по тематике исследования через каталоги ресурсов и поисковые системы интернет. Создание ярлыков, закладок  и способы сохранения информации для  ее дальнейшего использования. Описание интернет-ресурса по теме работы.

 

VI: Поиск информации в электронных каталогах и архивах

Работа с каталогами библиотек.  Работа с поисковой системой  WebIRBIS™ на примере каталога ИНИОН: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме «виртуального исследования».

Поиск информации в поисковой системе АЛЕФ на примере каталога Российской государственной библиотеки: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме «виртуального исследования».

Поиск информации в электронных версиях российских и зарубежных архивах. Web-интерфейс и telnet-доступ к ресурсам крупнейших мировых академических сетей. Основные ресурсы исторической тематики.

 

VI-VIII: Всемирная паутина – world wide web.

Http- протокол как основа современной интеграции ресурсов и сервисов интернет. Гипертекст и гиперссылка, HTML и веб-страницы.

Основы постороения веб-сайта: структура, основные элементы, типы сайтов. Программы и шаблоны для создания сайтов. Платные и бесплатные ресурсы для размещения собственного исторического сайта. Подход к наполнению и раскрутке «сайта». Гипертекст в оформлении исторических работ.

Создание проекта структуры и макета собственного сайта – «виртуальной курсовой работы». Использование шаблонов и интернет-конструкторов.

Создание структуры и наполнение собственного исторического сайта. Подключение форм интерактивного общения. Гиперссылки, гипертекст и упорядочение информации.

Продвижение сайта и его регистрация в поисковых системах Представление готовых проектов («виртуальных курсовых работ») и их обсуждение («защита») на семинаре.

 

IX: Современные тенденции развития интернет

Современный опыт и примеры применения компьютерных и интернет-технологий в исторической науке и образовании. Перспективы развития интернет и появление новых служб и сервисов (файлообменные системы, протокол Peer-to-Peer, коллективные библиотеки, совместные вычисления и т.п.). ВИКИ-педия как новый принцип формирования коллективной базы знаний и как социокультурный феномен современного интернет. Основные причины популярности и формы использования блогов. Развитие интерактивных сервисов. Глобализация и виртуализация экономики. Становление информационного общества и его влияние на развитие гражданского общества в России.

 

 

III. Перечень творческих работ

На первом практическом занятии студенты выбирают тему своей «виртуальной курсовой работы», то есть направления учебного исследования, по которому они впоследствии будут осуществлять элементы поиска и анализа источниковой базы, историографии вопроса и т.п., то есть имитировать все основные этапы работы историка. Каждое практическое задание на семинаре будет подразумевать выполнение одного из элементов исследования. В данном случае написание курсовой работы только моделируется и оценивается, прежде всего, степень освоения практических умений и навыков по работе с информацией в Интернет. Тем не менее, данная модель должна быть целостной: от студента не требуется, например, найти все основные источники по теме своей «виртуальной курсовой работы» и доказать репрезентативность полученной источниковой базы исследования. Наоборот, количество найденных им источников ограничивается в рамках учебного задания ограничивается пятью, но эти источники должны соответствовать теме заявленной им «виртуальной работы» и он должен уметь обосновать, почему данная найденная им литература отнесена им к источникам, а не к историографии, какого рода информацию дает источник для конкретной темы исследования, и т.п. Каждое такое задание высылается преподавателю в электронном виде и затем хранится на его компьютере в течение всего семестра:

1) Определить тему своей «виртуальной курсовой работы» и выслать ее на электронный адрес преподавателя.

2) Найти 5 ссылок на интернет-ресурсы по теме «виртуальной работы», создать их ярлыки и выслать преподавателю с краткой аннотацией (чему посвящен ресурс, как может быть использован для «виртуального исторического исследования» - в качестве источника или в качестве историографии по теме.

3) Найти в электронном каталоге ИНИОН 5 библиографических описаний источников по выбранной теме «виртуальной работы».

4) Найти в электронном каталоге РГБ 5  библиографических описаний историографических работ по выбранной теме «виртуальной работы».

5) В качестве творческого задания студенты представляют преподавателю смоделированную ими на семинарских занятиях «виртуальную курсовую работу» в виде веб-сайта, размещенного в сети интернет. Обязательными частями такого сайта, помимо заглавной страницы, являются разделы: «Об авторе», «Краткая аннотация виртуальной курсовой работы», «Список источников и литературы», «Полезные ссылки по теме исследования».

 

IV. Литература

Обязательная литература:

  1. Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. – 80 с. - http://term.yandex.ru/
  2. Инструкция по поиску в библиографических базах данных ИНИОН. – М., 2004. - http://www.inion.ru/product/SEARCH-HELP/search-help-rus2.html
  3. История интернета в России / сост. Дм. Иванов. – М., 2004. - http://nethistory.ru
  4. Междисциплинарные подходы в исторической науке XXI в.: подъем или упадок? – М., 2003. - http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/intrdisc.pdf
  5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 208 с.
  6. Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. / Отв.ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова, Ю.Ю.Юмашева. М., 2000. - 296 с. - http://aik.barnaul.ru/aik/bullet/26/bullet26.html
  7. Поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ на основе программного обеспечения АЛЕФ. Рекомендации. – М., 2004. - http://www.rsl.ru/Help_alef/index.html
  8. Рамзаев М.С. Internet для начинающих. – М.: Аквариум-Принт, 2004.  – 128 с.
  9. Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. - http://fadr.msu.ru/adas/basics.htm#1; Черняк  Л. История интернета. – PCWeek, 1999. - №45. -http://www.pcweek.ru/year1999/N45/CP1251/CorporationSystems/chapt3.htm.
  10. About the World-Wide Web Virtual Library History Network, 1993- 2004. - http://vlib.iue.it/history/about/about.html
  11. Robert H'obbes' Zakon. Hobbes' Internet Timeline v7.0. © 1993 – 2004. - http://www.zakon.org/ robert/internet/timeline/
  12. The World-Wide Web Virtual Library: History. Archives. – 2004. - http://vlib.iue.it/history/bibliography/archives.html

 

Дополнительная литература

  1. Брановский, Ю.С., Корниенко, Ю.М. Интернет-технологии в профессиональном образовании историков // Historia - magistra vitae. - Ставрополь, 2002. - С. 210-220.
  2. Историк, источник и Интернет: [Круглый стол] // Новая и новейшая история. - М., 2001. - N 2. - C. 66-93.
  3. Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. Труды VII конференции АИК / Ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.Ф.Юшин. М., 2001. - 512 с.
  4. Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатике. Труды V конференции АИК / Ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Сидорцов, И.Ф.Юшин. Минск, 1998. - 352 с.
  5. Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Труды III конференции АИК / Ред. Л.И.Бородкин и В.С.Тяжельникова. М., 1996. - 345 с.
  6. Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. Труды IV конференции АИК / Ред. Л.И.Бородкин и И.Ф.Юшин. М., 1997. - 339 с.
  7. Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. Труды VIII конференции АИК / Ред. Л.И.Бородкин и В.Н.Владимиров. М.-Барнаул, 2003. - 588 с.

8.      Математические модели исторических процессов. Сборник статей / Отв.ред. Л.И.Бородкин. М., 1996. - 251 с.

9.      Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. / Отв.ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова, Ю.Ю.Юмашева. М., 2000. - 296 с.

  1. Data Modelling, Modelling History. Proceedings of the XI International Conference of the Association for History and Computing. / Eds. L.Borodkin, P.Doorn. M.: Moscow University Press, 2000. - 400 p.

 

 

 

Hosted by uCoz
художественная ковка казань