РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра истории России
Интернет-технологии в исторической науке и образовании
(лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов)
Преподаватель: к.и.н., доц. Хорунжий Алексей Валентинович
Целью данного курса является подготовка современного специалиста-историка, владеющего базовыми знаниями, умениями и навыками по применению новейших интернет-технологий в исторической науке и образовании. Для достижения этой цели в процессе изучения курса необходимо решить несколько образовательных задач: ознакомиться с существующими возможностями интернет-технологий; соотнести эти возможности с основными элементами работы историка-исследователя и историка-преподавателя; понять, как такие элементы могут быть выполнены при помощи новейших технологий; закрепить достигнутое понимание на уровне умений и навыков во время практических занятий.
Таким образом, кроме главной цели данный курс имеет еще одну – содействие формированию профессионализма историка через повторение материала, полученного в рамках изучения других курсов, таких, как «Введение в специальность», «Источниковедение» и др.: выполняя практические задания за компьютером, студенты неизбежно должны будут вспомнить и закрепить полученные навыки работы историка-исследователя.
В рамках курса рассматриваются история возникновения и современное устройство глобальной информационной сети Интернет; основные службы и сервисы интернет анализируются с точки зрения их применимости на различных этапах работы историка; рассматривается имеющийся опыт профессионального сообщества историков по освоению и применению новых информационных технологий.
На практических занятиях студенты пишут «виртуальную курсовую работу» - выбрав любую понравившуюся им тему исследования, они должны будут сымитировать все основные этапы работы историка над новой темой исследования.
Курс состоит из 9 опорных лекций, равное количество семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов в пределах часовой нагрузки, предусмотренной учебным планом
Формы занятий включают конспектирование студентами опорных лекций, дающих обзор основных проблем курса, а также закрепление пройденного материала на семинарских занятиях в процессе выполнения практических заданий.
В качестве оборудования в курсе используются медиапроектор, соединенный с компьютером (лекции), а также рабочие станции с выходом в Интернет (семинары).
Формы контроля предусматривают выполнение конкретных учебно-исследовательских задач на каждом семинаре с их обязательной сдачей преподавателю в электронном виде, 1 рубежную аттестацию в течение семестра, выполнение творческой работы, а также итоговую работу в конце семестра.
Установочное занятие. Определение перечня выполняемых практических заданий и предъявляемых к ним требований. Регистрация собственного доменного имени 3-го уровня и открытие учебного почтового ящика. Выбор темы «виртуальной курсовой работы» для выполнения дальнейших заданий.
Новые информационные технологии в постиндустриальном обществе XXI века. Роль интернет-технологий в работе историка. История возникновения и эволюция глобальной сети интернет. Появление протокола TCP/IP.
Основные понятия и протоколы интернет: семейство протоколов TCP/IP; HTTP, FTP, POP3, SMTP, NNTP, Telnet, Gopher, ICQ, P2P и базирующиеся на них службы и сервисы.
Принципиальная схема построения и взаимодействия «сети сетей». Система IP-адресов и доменных имен. Uniform Resource Locator. Основы безопасности при работе в интернет. Нетикет и эмотикон. Правовое регулирование интернет.
Электронная почта в работе историка. Списки рассылки и новостные группы: принципы организации, основы работы. Интернет-конференции. Основные ресурсы исторической тематики.
Общение в интернет: чат, ICQ, форумы и «доски объявлений». Принципы организации и основы работы. Основные ресурсы исторической тематики. Развитие сервисов и протоколов VoIP, SKYPE, Telsip и аналогичных.
Поиск информации в интернет: каталоги, поисковые системы, специализированные информационные системы, электронные каталоги, электронные библиотеки. Принципы организации и основы работы. Обобщенная структура языка запросов и расширенные запросы. Основные ресурсы исторической тематики.
Поиск информации по тематике исследования через каталоги ресурсов и поисковые системы интернет. Создание ярлыков, закладок и способы сохранения информации для ее дальнейшего использования. Описание интернет-ресурса по теме работы.
Работа с каталогами библиотек. Работа с поисковой системой WebIRBIS™ на примере каталога ИНИОН: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме «виртуального исследования».
Поиск информации в поисковой системе АЛЕФ на примере каталога Российской государственной библиотеки: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме «виртуального исследования».
Поиск информации в электронных версиях российских и зарубежных архивах. Web-интерфейс и telnet-доступ к ресурсам крупнейших мировых академических сетей. Основные ресурсы исторической тематики.
Http- протокол как основа современной интеграции ресурсов и сервисов интернет. Гипертекст и гиперссылка, HTML и веб-страницы.
Основы постороения веб-сайта: структура, основные элементы, типы сайтов. Программы и шаблоны для создания сайтов. Платные и бесплатные ресурсы для размещения собственного исторического сайта. Подход к наполнению и раскрутке «сайта». Гипертекст в оформлении исторических работ.
Создание проекта структуры и макета собственного сайта – «виртуальной курсовой работы». Использование шаблонов и интернет-конструкторов.
Создание структуры и наполнение собственного исторического сайта. Подключение форм интерактивного общения. Гиперссылки, гипертекст и упорядочение информации.
Продвижение сайта и его регистрация в поисковых системах Представление готовых проектов («виртуальных курсовых работ») и их обсуждение («защита») на семинаре.
Современный опыт и примеры применения компьютерных и интернет-технологий в исторической науке и образовании. Перспективы развития интернет и появление новых служб и сервисов (файлообменные системы, протокол Peer-to-Peer, коллективные библиотеки, совместные вычисления и т.п.). ВИКИ-педия как новый принцип формирования коллективной базы знаний и как социокультурный феномен современного интернет. Основные причины популярности и формы использования блогов. Развитие интерактивных сервисов. Глобализация и виртуализация экономики. Становление информационного общества и его влияние на развитие гражданского общества в России.
На первом практическом занятии студенты выбирают тему своей «виртуальной курсовой работы», то есть направления учебного исследования, по которому они впоследствии будут осуществлять элементы поиска и анализа источниковой базы, историографии вопроса и т.п., то есть имитировать все основные этапы работы историка. Каждое практическое задание на семинаре будет подразумевать выполнение одного из элементов исследования. В данном случае написание курсовой работы только моделируется и оценивается, прежде всего, степень освоения практических умений и навыков по работе с информацией в Интернет. Тем не менее, данная модель должна быть целостной: от студента не требуется, например, найти все основные источники по теме своей «виртуальной курсовой работы» и доказать репрезентативность полученной источниковой базы исследования. Наоборот, количество найденных им источников ограничивается в рамках учебного задания ограничивается пятью, но эти источники должны соответствовать теме заявленной им «виртуальной работы» и он должен уметь обосновать, почему данная найденная им литература отнесена им к источникам, а не к историографии, какого рода информацию дает источник для конкретной темы исследования, и т.п. Каждое такое задание высылается преподавателю в электронном виде и затем хранится на его компьютере в течение всего семестра:
1) Определить тему своей «виртуальной курсовой работы» и выслать ее на электронный адрес преподавателя.
2) Найти 5 ссылок на интернет-ресурсы по теме «виртуальной работы», создать их ярлыки и выслать преподавателю с краткой аннотацией (чему посвящен ресурс, как может быть использован для «виртуального исторического исследования» - в качестве источника или в качестве историографии по теме.
3) Найти в электронном каталоге ИНИОН 5 библиографических описаний источников по выбранной теме «виртуальной работы».
4) Найти в электронном каталоге РГБ 5 библиографических описаний историографических работ по выбранной теме «виртуальной работы».
5) В качестве творческого задания студенты представляют преподавателю смоделированную ими на семинарских занятиях «виртуальную курсовую работу» в виде веб-сайта, размещенного в сети интернет. Обязательными частями такого сайта, помимо заглавной страницы, являются разделы: «Об авторе», «Краткая аннотация виртуальной курсовой работы», «Список источников и литературы», «Полезные ссылки по теме исследования».
8. Математические модели исторических процессов. Сборник статей / Отв.ред. Л.И.Бородкин. М., 1996. - 251 с.
9. Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. / Отв.ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова, Ю.Ю.Юмашева. М., 2000. - 296 с.