Отношение цзюаньцзы к богатству
“Богатство и знатность – это то, что любят все люди. Если они получены неправильным путем, то цзюаньцзы не принимает их.
Бедность и незнатность – это то, что все люди ненавидят. Если нельзя освободиться от них правильным путем, то цзюаньцзы не освобождаются от них”.
“Правильным” было богатство, перешедшее по наследству от родителей, или пришедшее к человеку без обмана и мошенничества (вспомним, что сословие торговцев занимало последнюю, четвертую ступеньку социальной иерархии и от души презиралось большинством населения). В китайской традиции, как пишет Л.С.Васильев, время от времени случались преследования излишне разбогатевших, а в официальных текстах встречаются непрестанные жалобы по поводу того, что богатых расплодилось слишком много, а у бедных нет земли, чтобы воткнуть шило.
Как правило, будущий шеньши (чиновник) рождался в состоятельной семье, освобождался от всех домашних дел и тратил все свое время на подготовку к экзаменам. Но, став бюрократом, цзюаньцзы должен был отрешиться от низких материальных интересов: “Цзюаньцзы ест не для насыщения и живет не для покоя”. Цзюаньцзы должен был быть бессребренником. Преодоление корысти при помощи воли придавало благородным мужам несокрушимую стойкость: “Великим мужем называется тот, кто не предается излишествам в богатстве и знатности, кто не изменяет своим принципам в бедности и незнатности и его не согнуть угрозами и военной силой”. Характерно отношение совершенномудрых к сяоженям, для которых богатство и знатность были формулой счастья: они называли их “мелкотой смердящих крыс”.
Классическим эталоном для Конфуция был его любимый ученик Янь Хуэй – мало имевший, мало проживший, но бывший веселым, довольным, счастливым.