Эмоциональный мир китайца
Сердце в китайской традиции является одновременно и органом, в котором сосредоточиваются эмоции, и органом разума, центром рождения мыслей. Эмоции и мысль невозможно отделить друг от друга, как инь и ян.
Эмоциональный мир китайца был подчинен норме_ ритуалу, этикету. Было неприлично открыто и в отчетливой форме проявлять свои истинные эмоции – радость, гнев, печаль. Если нарушается норма, полагали блюстители ли ,чувства становятся страстями: к славе, выгоде, вещам. Это свидетельствовало о том, что человек впадал в эгоизм, переходящий в главный порок – гордыню. “Радость и гнев – это отступление от Дао, печаль и скорбь – утрата дэ; страсти и вожделения – путы человеческой природы. Человек, охваченный гневом, разбивает инь, охваченный радостью – разбивает ян, ослабление духа делает немым, возбуждение вызывает безумие…Высший покой в том, чтобы постигать, но не иеняться; высшая пустота в том, чтобы не обременять себя страстями, высшее равновесие в том, чтобы ни любить, ни ненавидеть…Когда ничто не радует, не гневит, не несет ни наслаждения, ни горести, то тьма вещей приходит к сокровенному единству. Тогда нет ни истинного, ни ложного, изменения происходят подобно сокровенным вспышкам”. Идеалом было бесстрастие, пресность, серость, невыявленность истинных чувств – это считалось золотым путем Середины, Нормы. “Цзюаньцзы благороден потому, что у него нет страстей”. Задержанные искусственно эмоции (в психиатрии есть такое понятие – “задержанные эмоции”) прорывались с неистовой силой в восстаниях, бунтах, преступлениях.
Главной эмоцией в традициооном обществе считалась радость. Но это была весьма специфичная эмоция, совсем не похожая на европейское понимание радости. Ван Янмин (15-16вв.) объяснял: “Радость – это первосущность сердца. Если есть радость – возникает веселье. Если есть противоположное радости – возникает печаль. Когда отсутствуют и веселье, и гнев, и печаль, ЭТО является настоящей радостью”.
В китайской традиции “знающий радуется” (а в Библии: “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”). Конфуций говорил: “Знать – хорошо. Лучше – любить знание. Самое лучшее – получать радость от узнавания”. .