Судьба в традиционной интерпретации
Судьба зависит только от самого человека. Небо может лишь поддержать своей благосклонностью человека, поступающего разумно, не преследующего корыстных целей, не нарушающего меру, норму. Небо дает ци, из которых состоит психофизический склад человека и в силах любого человека стараться пополнять запасы этой космической энергии как соблюдением нормы, так и особыми психофизическими дыхательными, сексуальными, физическими упражнениями, диетой, элексирами и т.д.
Различались три вида людских судеб.
В понимании китайцев судьба не должна была пониматься как нечто фатальное. При всех повторяющихся несоответствиях внутренней природы человека и внешних обстоятельств необходимо продолжать самосовершенствоваться. Судьба никем и ничем не предопределена, она может повернуться другой стороной в любой момент. Нельзя махнуть на все рукой и избегать моральных усилий для ее исправления. И простолюдин может стать императором, если у него достаточный запас благой энергии дэ.
Сыма Цянь написал оду с характерным названием “Скорблю о добром муже, не встретившем судьбы” :
“Скорблю о добром муже, родившемся в жестокий век
Кто, себя превозмогая, осуществляет ритуал.
Хоть обликом достойным наделен,
Никто его не замечает,
Хоть есть способности, раскрыть их он не может”
Осуществлять свою судьбу - это значит жить в согласии с природой и при этом не пытаться избегать беды: “Не стремись же к счастью, не пытайся избежать беды. Вверяй себя стихийному движению мира, в конце концов все возвращается к единству”. И далее: “Совершенный человек не ведает несчастий не потому, что избегает их. Он идет вперед и встречает свою судьбу”. Выход из кольца бед и несчастий не надо искать в разуме и знаниях. Не интеллект, не рацио, а ровная, неколебимая воля, связывающая воедино разум и чувство, духовное и телесное, способна помочь человеку. Самодисциплина, самосовершенствование, борьба с самим собой создают тот необходимый “напряженный покой” жизни, который делает человека несокрушимым, крепким духом, внутренне самодостаточным. Можно так реализовать свою природу, что стать “равным Небу” (необязательно при этом стать императором). Жить в состоянии “напряженного покоя”, или “возвышенной тревоги” можно только для самоусовершенствования, а напрягаться ради должностей и богатства бесполезно: “Если на роду написана бедность, то напряжением сил достигнешь богатства, но, достигнув его, умрешь” (Ван Чун).
Каждый человек уникален и “никогда не рождается по ошибке, и то, с чем он рождается, никогда не бывает случайным. Хотя мир велик, а тьме вещей нет числа, то, что Я есть, не могут отрицать ни божества мира, ни достойнейшие мужи государства, ни люди непревзойденной силы и совершенного знания” (Го Сян, 3-4вв.)