Добро и зло в китайской традиции

Конфуций считал, что человек добр от природы и доброту следует культивировать посредством приобщения людей к знанию. “Мудрец делает добро, спасая людей, не пренебрегая ими. Это называется быть Просветленным. Вот почему добрый человек – учитель недобрых, а недобрые служат ему опорой. Если такого учителя не уважают, или если он не чувствует любви к недобрым, то, сколь бы он ни был умен, впадет в заблуждение. Это называется сокровенной истиной”. Цзюаньцзы должен был быть человеколюбивым, добрым: “Кто может отдать другому все лишнее? Это могут сделать только те, кто следуют Дао”.

У конфуцианцев считалось, что “на зло следует отвечать соответственно, добром же – на добро”, т.е. не предполагалось никакого всепрощения (эта традиция была воспринята и японцами). Вспомним, как потерявший “лицо” цзюаньцзы мог отреагировать на зло, причиненное обидчиком – убить его ребенка или жену.

У даосов считалось, что зло нельзя искоренить злом, ибо в таком случае накапливается энергия космического зла и затрудняется действие светлой энергии дэ. “Добрым делаю добро и недобрым тоже делаю добро. Благодаря дэ доброты”.

Hosted by uCoz
грабли витые