Политическая культура традиционного Китая. Личность правителя
Правитель, по конфуцианской традиции, лично отвечал за сохранение и оптимальное функционирование всего общества. Его называли “сыном Неба”, “отцом народа”. Фигура монарха рассматривалась традиционной китайской культурой как весьма существенный элемент мироздания. Монарх был Человеком-посредником между Небом и Землей. Дэ правителя могло накапливаться в династии, от поколения к поколению, т.к. весь клан “работал” на него. Дэ могло иссякать при нерадивом отношении к своим обязанностям, и это приводило к падению династии. Поэтому задачей правителя было неукоснительно копить и сохранять дэ. Для этого он должен был уметь “считывать письмена с небес”, т.е. понимать волю Неба. \ Император получает мандат Неба на занятие престола , а в случае плохого управления народ имеет право низложить его. Здесь действовал принцип меритократии: трон должен доставаться достойному.
Главным принципом управления государством считалось недеяние, смысл которого состоял в том, чтобы не мешать, не противодействовать законам Природы, уловить ритм дыхания Дао: “Небо и Земля бездействуют и все совершают”. На практике это выглядело так: “Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ будет сам исправляться. Если я пребываю в недеянии, народ становится богатым”. Лао Цзы говорил: “ Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже тот правитель, который требует от народа его любить и возвышать. Еще хуже правитель, которого народ боится и хуже всех те правители, которых народ презирает”. Управление государством приравнивалось в китайской традиции к управлению водным потоком : не надо прилагать усилий для того, чтобы заставить воду течь туда, куда стремится сама река. Горе тому, кто вздумает преградить ей путь. Следовать Природе – не значит ущемлять свою свободу, а, напротив, означает сделаться свободным. Властвует тот, кто покоен и безмолствует. Высшая мудрость состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам, быть способным к недеянию, несвершению, что и означало правильную деятельность.
Правитель и его приближенные должны делить с народом и хорошее, и плохое: “Если народ в достатке, как может недоставать правителю? Если же людям не хватает, то как может хватить правителю?” Главными задачами правителя были: обеспечить народ пищей, содержать армию и – завоевать доверие людей. Можно поступиться, как говорил Конфуций, оружием, даже пищей, но без доверия нет основы для государства. Чтобы заполучить доверие народа, правителю следует самосовершенствоваться, исправлять свои недостатки. Если же он “не в состоянии усовершенствовать себя, то как он сможет выправить поведение других?”.
В канонической книге “Дао дэ цзин” собрано множество рекомендаций правителю, приведем некоторые из них. “Наказаний и штрафов недостаточно, чтобы изменить нравы, казни и убийства не могут пресечь зло, Только там, где чтят преобразование духа, совершенные частицы цзин становятся духом. Ведь окрик не слышен далее 100 шагов, в то время как воля способна распространиться на 1000 ли”. О том, как научиться искусству править: “ Те, кто хотел передать светлое дэ древних Поднебесной, прежде учились управлять своей страной. Те, кто хотел управлять своей страной, прежде устанавливали порядок в своей семье. Те, кто хотел установить порядок в своей семье, прежде учился управлять самим собой. Те, кто хотел владеть самим собой, прежде исправлял свое сердце. Тот, кто исправлял свое сердце, прежде делал искренними свои мысли. Тот, кто хотел сделать искренними свои мысли, прежде развивал свой ум. Развитие же ума зависит от постижения вещей”.