Цзюаньцзы и сяожени

Конфуцианская традиция делила людей на две категории: цзюаньцзы или благородных мужей, их называли еще совершенномудрыми – и сяоженей или низких людей, т.е. обыкновенных маленьких людей. “Цзюаньцзы думает об истине, сяожень – о собственном благе. Цзюаньцзы думает о том, чтобы не нарушить путь, а сяожень – извлечь выгоду. Цзюаньцзы предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим. Мелкие люди любят объединяться – ради собственной выгоды. Цзюаньцзы ни с кем не объединяется, но служит всеобщему благу. Он не коллективен, но всеобщ. Мелкий - коллективен, но не всеобщ. Цзюаньцзы держит себя строго, не вступает в споры, живет со всеми в согласии, но не идет на сговор, не следует за другими. Цзюаньцзы следует Срединности, а сяожень ее нарушает”.

Сяожени – это люди, не способные учиться, не желающие учиться. Они не блещут добродетелями, они вульгарны и эгоистичны. По своему невежеству они постоянно нарушают правильный ритм ян и инь, тем самым нарушая гармонию Мира. Из-за этого начинаются всякие невзгоды. Сяожени создают искусственный мир человеческого общества, который утрачивает естественный ритм, а это чревато большими неприятностями для человеческого рода. Но это – большинство населения, это – простолюдины, обычные люди, реальные люди, они – основная масса населения, которая все производит, трудится день и ночь. Уже поэтому о них должны заботиться верхи, а миссия цзюаньцзы заключается в том, чтобы очищать биосферу, обогащать человеческое общество энергетическими частицами ци, подвигать людей к самосовершенствованию.

Истинный человек – это цзюаньцзы и стать таковым может почти каждый :

“Только самые умные и самые глупые не могут перемениться”, остальные - “от Сына Неба до простолюдина” могли попытаться измениться и стать благородными людьми. Чтобы стать цзюаньцзы, надо было посвятить свою жизнь тому, чтобы встать на Путь (Дао) и самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Hosted by uCoz