Личность цзюаьцзы.Цзюаньцзы и власть
Цзюаньцзы в китайской традиции – это прежде всего символ, идеальная личность. По Конфуцию, правитель должен был собирать вокруг себя “благородных мужей”. Цзюаньцзы следовало предлагать свои услуги правителю. Он должен был являться посредником между правителем и народом, побуждая правителя как следует заботиться о благе государства и подданных. “Когда движение сил мироздания находится на стадии подъема, непременно появляются совершенномудрые и просвещенные государи. Когда они появляются, непременно появляются мудрые и верные сановники. Они сходятся, не ища друг друга. Они оказываются близкими, не зная друг друга”.
Наказ Конфуция гласил: великий сановник тот, кто служит с помощью своего Дао-пути и прекращает служить, когда это становится невозможным. Уход со службы считался синонимом принципиальности и внутренней чистоты. Поэт Тао Юаньмин (4-5вв.) писал :
“Эту шапку сорву
и в родные селенья вернусь
Вам меня не обвить,
Путы выгодных мест и чинов!
Правду в сердце взращу
Под соломенной крышей простой
И смогу я себя
Человеком достойным назвать”
Цзюаньцзы не стремился и даже противился превращению в функционального бюрократа, он старался сохранять дистанцию между собой и государственной машиной., он хотел быть не только и не столько чиновником, сколько философом и литератором, свободным художником, носителем конфуцианской этики. На первом плане для него была задача оставаться морально совершенной личностью. Он не хотел и не мог превратиться в бездуховного бюрократа, пытался сохранить свой духовный мир. Этическая и политическая функции совмещались с трудом, очень редко мудрец и политический деятель сливались воедино. Дилемма “войти во власть” или “выйти из власти” по своей драматичности может быть приравнена к гамлетовскому вопросу “быть или не быть”.
Любопытен наказ Конфуция благородным мужам: “Не ходите туда, где беспорядки. Не живите там, где смута. Если Поднебесная следует Дао, будьте на виду, если нет – скройтесь. Если страна следует Дао, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Дао, стыдно быть богатым и в чести”. Цзюаньцзы, по Конфуцию, не стоит огорчаться, что его не используют на службе в смутные времена, ему лучше уйти в отставку, чтобы выполнять свою главную функцию – “упорядочивать Поднебесную”, очищать биосферу, творить добрые дела. Уход со службы был для цзюаньцзы возвращением к себе, к природе, к космосу, к идеалу, к занятиям любимым делом.
Идеалом цзюаньцзы было отшельничество и занятия любимым видом искусства. Он всю жизнь проживал в поиске путей самореализации, Человек в китайской традиции, по высказыванию В.В.Малявина, извечно-текущий, находящийся в постоянном поиске.
Цзюаньцзы как идеальная и реальная личность одновременно, отличался от остальной массы целым рядом свойств. Присмотримся к нему поближе.