Цзюаньцзы – человек знающий
Благородный муж должен был быть прежде всего человеком образованным. Образование в традиционном китайском обществе было только гуманитарным и зиждилось на изучении и запоминании классических текстов канонических книг: Шицзин (Книга песен), Ицзин (Книга перемен), Дао дэ цзин (Канон Пути и Благости) и других. Специальных знаний китайцы не получали. Главной наукой считалось превращение обычного человека в совершенного мужа, а главным процессом познания считалось самопознание: “Совершенный муж, не выходя за порог, может вместить в свое сознание все “10 000 вещей” и, познавая себя, познать Небо”. К необходимости познать Дао люди могут относиться по-разному : “Человек высшей учености, узнав о Дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о Дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености подвергает его насмешке. Поэтому существует поговорка…кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося, человек высшей добродетели похож на простого, великий просвещенный похож на презираемого, безграничная добродетель похожа на ее недостаток, распространение добродетели похоже на ее расхищение, истинная правда похожа на ее отсутствие.”
Конфуций говорил: “Знать – хорошо. Лучше – любить знание. Самое лучшее – получать радость от узнавания”. Цзюаньцзы должен “безмолвно поглощать и накапливать знания, без устали учиться и неустанно учить других, передавая им накопленное”. Заставляли задуматься и такие высказывания Конфуция: “Учение без размышлений напрасно, но и размышления без учения опасны”, “Увлекаться крайностями вредно”. Только сам человек может изменить себя, подвигаясь к совершенству и гармонии Мира. Благо человека – величайшая ценность и цель обучения.
Человек должен самосовершенствоваться, чтобы избегать крайностей в поведении: “Кто поднялся на ципочки – не устоит. Кто широко расставил ноги – не может идти. Кто сам себя превозносит, не внушает доверия. Кто сам себя выставляет на свет, не светится. Кто кичится умением, не достигает успеха. Того, кто сам себя возвышает, не признают. Для пребывающего в Дао – все это пустые хлопоты. Такие у всех вызывают неприязнь. Поэтому вставший на Путь не делает этого”.
Наука самосовершенствования передавалась от учителя к ученику, при этом соблюдалось правило: “Совершенномудрый придерживается недеяния и обучает без слов”. В процессе обучения нельзя было подталкивать, принуждать ученика, мешать ему самому все понять и правильно встать на Путь. Каждый следует своему Дао, живет своей жизнью и должен естественно, самостоятельно придти к верному пониманию своего пути самосовершенствования, безо всякого насилия.