Цзюаньцзы – человек морали
В китайском традиционном обществе господствовал панморализм, т.е. моральные нормы подменяли собой нормы права. Соблюдать Ли означало соблюдать три тысячи правил поведения и триста видов церемоний. Ритуал соблюдали все подданные, независ-имо от своей сословной принадлежности.
Цзюаньцзы призваны были не только быть образцовыми носителями морали, но соблюдали особые нормы в качестве элиты общества. Они должны были ставить общественные интересы выше личных: “Благородный муж сначала болеет бедами Поднебесной, а потом уже радуется ее радостям”. Он должен был позаботиться том, чтобы “не потерять лица”, Для этого надо было соблюдать два правила: не говорить плохо о других и все дурное принимать на свой счет. Лао Цзы говаривал: “Кто знает меру, не знает позора. Кто умеет вовремя остановиться, не подвергнется опасности”. Нельзя было допустить насмешек над собой, особенно в присутствии свидетелей. Поэтому цзюаньцзы никогда не вступал в конфликты, уходил от споров и выяснения отношений, держался на дистанции. Благородные мужи помогали друг другу “блюсти лицо” и не попадать в сомнительные ситуации. Если же кто-то все же “терял лицо”, он имел право через какое-то время отомстить обидчику, убив его ребенка или жену – и наказания за это не следовало.