Внешняя политика СССР в годы нэпа
(1921-1927 гг.)
После окончания гражданской войны и прекращения иностранной интервенции советская власть должна была строить свои отношения с внешним миром. Принципы этих отношений были сформулированы еще в октябре 1917 г. в Декрете о мире. В нем, во-первых, шла речь об отказе от территориальных претензий, аннексий и контрибуций. Большевики признали недействительными все неравноправные договоры царского правительства с другими государствами и пообещали их опубликовать. Во-вторых, они исходили из того, что война не должна быть средством решения международных споров. Правда, они не отрицали революционных войн и призывали к превращению империалистической войны в мировую революцию. В-третьих, стороны призывались не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Впоследствии, стремясь разжечь пожар мировой революции, большевики нарушали этот принцип и активно поддерживали революционное движение в странах Запада. Примером этому может служить помощь РСФСР революциям в Германии, Финляндии, советским республикам в Баварии, Венгрии, Словакии, война с Польшей (1920 г.). Известно, что все эти выступления завершились неудачей. Надежды лидеров большевиков на мировую коммунистическую революцию не были реализованы. Формально после поражения всеобщей забастовки в Гамбурге в 1923 г. призывы большевиков к мировой революции были сняты с повестки дня. Но все же в 1920-1930-е гг. руководство ВКП(б) не оставляло надежд на мировую революцию и через Коминтерн пыталось приблизить ее. С переходом к мирному строительству и нэпу одним из основных принципов внешней политики Советского государства становится принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Для восстановления народного хозяйства после гражданской войны катастрофически не хватало средств, поэтому проблемы, связанные с иностранными инвестициями и займами, для СССР становятся особо актуальными.
Следует подчеркнуть, однако, что в международных отношениях экономические интересы СССР часто уступали место интересам политическим. Отказ советского правительства платить долги царского и Временного правительств вызывал резкое недовольство в финансовых и дипломатических кругах ведущих стран мира и не позволял их лидерам активно идти на сближение. Но не восстанавливать экономических отношений с Россией они все же не могли. Победа красных в гражданской войне убедила ведущие западные страны в том, что советская власть - это «всерьез и надолго». Отчаявшись победить ее с помощью вооруженной силы, они переносят центр тяжести в экономическую сферу, надеясь все же вернуть долги царского и Временного правительств. Кроме того, их лидеры понимали, что Россия может быть не только емким рынком сбыта и выгодным поставщиком сырья, но и государством, влияющим на геополитику. После первой мировой войны ситуация в Европе изменилась. Поражение Германии и распад Австро-Венгрии выдвинули в ранг ведущих Англию и Францию. Большую роль в Европейских делах стали играть США. Взаимная заинтересованность всех стран и Советской России в налаживании нормальных экономических и торговых связей способствовала утверждению принципа мирного сосуществования двух различных социальных систем.
С 1918 по 1928 гг. во главе Народного комиссариата иностранных дел стоял Г.В. Чичерин. В значительной степени благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться.
Можно выделить следующие задачи внешней политики СССР в 1920-е гг.: 1) установить дипломатические и торговые связи с другими странами;
2) не допустить объединения империалистических сил в антисоветскую коалицию и избежать их новой интервенции в Россию; 3) поддержать мировое коммунистическое и национально-освободительное движение.
Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной - летом 1920 г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л.Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений. Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона от требования о немедленном признании Москвой долгов царского и Временного правительств, которые должны были быть рассмотрены на предстоящих переговорах о заключении мирного договора. Советско-английское торговое соглашение от 16 марта 1921 г. - один из первых договоров советской страны с ведущими государствами мира. Вскоре после этого, 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т.е. фактически) единственным законным правительством Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
Проблема выплаты долгов оставалась существенным препятствием в налаживании связей. Для обсуждения этого вопроса 10 апреля 1922 г. в Генуе открылась экономическая конференция 34 стран. От России потребовали уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращения иностранцам национализированной собственности на сумму 18,5 млрд. золотых рублей или компенсации за нанесенный ущерб и утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью. Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должна была бы следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности
Г.В. Чичерин обстоятельно изложил контрпретензии советской стороны. Они включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители стран Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.
К обоюдному согласию прийти не удалось, поэтому было принято решение о том, чтобы передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня - 19 июля 1922 г. Основными вопросами на ней по-прежнему были: предоставление займов РСФСР и возвращение Россией всех долгов и национализированной иностранной собственности. Советская делегация пошла на уступку, которая заключалась в том, что Москва соглашалась предоставить бывшим владельцам долгосрочные концессии на их бывшую собственность. Но она была расценена как недостаточная. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.
Несмотря на отсутствие видимых результатов Генуэзской конференции, российской делегации удалось в Гааге разрушить антисоветский фронт, что означало бы полную политическую изоляцию. В дни работы конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор между РСФСР и Германией (16 апреля 1922 г.). Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России «при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств». Заключение этого договора было расценено в европейских столицах, как попытка подорвать Версальскую систему, которая оформилась в послевоенной Европе. В условиях политической изоляции СССР и Германии тесные экономические и политические контакты были выгодны обеим сторонам и, несмотря на противодействие европейского сообщества, они продолжали развиваться. Германии это позволяло обойти ограничения Версальского договора, а России не допустить возникновения единого антисоветского блока империалистических держав.
12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. Несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн марок, частично гарантированный германским правительством. В 1920-е годы, помимо сотрудничества в экономической и политической областях, складывалось и военное сотрудничество СССР и Германии. В 1921-1923 гг. прошла серия секретных переговоров, в соответствии с которыми на территории СССР были организованы военные центры рейхсвера - летная школа под Липецком, танковая - под Казанью, аэрохимическая станция под Саратовом. Наряду с совместными советско-германскими предприятиями и концессиями на территории СССР создавались оборонные предприятия, выполняющие немецкие военные заказы (авиационный завод в Филях, химзавод по производству отравляющих веществ близ Самары и др.). Однако не следует утверждать, что СССР помог становлению военно-фашистского комплекса в Германии и тем самым способствовал разжиганию второй мировой войны. После прихода Гитлера к власти (1933 г.) советско-германское сотрудничество прекратилось, и началась широкая финансовая, военно-техническая помощь Германии ведущих капиталистических стран, снабжение ее стратегическим сырьем - алюминием, никелем, медью, нефтью и пр.
Отношения с другими европейскими странами складывались сложнее. Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайне напряженными. Проявлением этого были события мая - июня 1923 г. 8 мая английский официальный агент в Москве Р.М. Ходжсон вручил М.М. Литвинову, заместителю народного комиссара иностранных дел, меморандум, содержащий ряд ультимативных требований («ультиматум Керзона»). Они включали в себя следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые промышляли в советских территориальных водах. Английское правительство потребовало от СССР выполнения всех требований в 10-дневный срок. Советская сторона развернула, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой - опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошла на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.
Успехи нэпа и стабилизация внутреннего положения СССР и капиталистического мира заставили европейские страны смириться с существованием советского государства. 1924 г. стал годом дипломатического признания СССР.
2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись не послами, а поверенными в делах, что говорило о более низком уровне дипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. были подписаны общий договор и договор о торговле и мореплавании. В соответствии с общим договором СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность. Великобритания в свою очередь признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Но те, кто пришли к власти в октябре 1924 г., отказались ратифицировать эти договоры.
7 февраля 1924 г. были установлены дипломатические отношения между Италией и СССР и подписан итало-советский договор о торговле и мореплавании. 24 октября правительство Франции официальной нотой признало СССР де-юре. Между двумя государствами установились нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. Новый советско-литовский договор 28 сентября 1926 г. подтвердил мирный договор 1920 г.
31 мая 1924 г. было подписано соглашение об общих принципах урегулирования вопросов между СССР и Китаем и восстановлении дипломатических отношений между ними. СССР отказался от специальных прав и привилегий, приобретенных царским правительством в Китае (от права экстерриториальности и консульской юрисдикции, привилегий, касающихся всех концессий в Китае и т.п.). СССР соглашался на выкуп Китаем КВЖД, а до него создавалось совместное советско-китайское правление КВЖД. Нормализации отношений СССР и Китая препятствовала политика Коминтерна, направленная на разжигание гражданской войны в этой стране, что впоследствии привело даже к вооруженным конфликтам.
В январе 1925 г. дипломатические и консульские отношения оформились с Японией.
Из великих держав только США не установили в 20-е гг. дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.
В условиях капиталистического окружения одной из основных задач советской дипломатии стала борьба за предотвращение новой войны и складывание эффективной системы международной безопасности. Еще на Генуэзской конференции российская делегация выступила с предложением обсудить вопрос о разоружении. Но это предложение не нашло поддержки у участников конференции. По инициативе России 2 - 12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения Советского государства о сокращении армий стран - участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты. Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. - 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально не хотели даже приглашать советскую делегацию, а когда она, по настоянию советского правительства, была приглашена, ее допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы о черноморских проливах. Советское предложение о закрытии черноморских проливов для прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовало реальному положению вещей и соотношению сил, а поэтому было отвергнуто даже Турцией. Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Хотя российская делегация подписала текст конвенции, советское правительство отказалось ее ратифицировать.
В 1925 г. между Бельгией, Великобританией, Германией, Италией, Польшей, Францией и Чехословакией был заключен так называемый Рейнский гарантийный пакт, который обеспечивал неприкосновенность западных границ Германии и ставил под сомнение безопасность СССР. Возникла опасность возникновения антисоветского военного блока. В этих обстоятельствах советское руководство решило заключить соглашения о ненападении с соседними государствами. 17 декабря 1925 г. такое соглашение было подписано между СССР и Турцией. В течение 1925 - 1932 гг. договоры о ненападении были подписаны с Афганистаном, Ираном, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей и Финляндией. В рамках борьбы за создание системы коллективной безопасности в Европе следует рассматривать договор о ненападении и нейтралитете, подписанный 24 апреля 1926 г. между СССР и Германской республикой.
В марте 1928 г. советская делегация внесла на рассмотрение конференции по разоружению, работающей под эгидой Лиги Наций, проект конвенции о немедленном полном и всеобщем разоружении. Но ни этот, ни последовавший за ним проект о частичном разоружении участниками конференции не был принят. В сентябре 1928 г. СССР присоединился к Парижскому трактату отказа от войны (пакт Бриана - Келлога). Деятельность советской дипломатии в Европе в 1920-е гг. существенно затрудняло то обстоятельство, что СССР не был принят в Лигу Наций.
Отчасти это объяснялось тем, что советское правительство продолжало в различных сферах, в том числе и финансовой, активно поддерживать коммунистические и антиимпериалистические национально-освободительные движения. На XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) подчеркивалось, что СССР остается очагом всемирного революционного движения. III Коммунистический Интернационал, Исполнительный комитет (ИККИ) которого находился в Москве (председатель - Г.Е. Зиновьев), осуществлял руководство деятельностью революционных организаций, которая в западных странах рассматривалась как подрывная и противозаконная.
Во время всеобщей забастовки и стачки английских горняков, начавшейся
1 мая 1926 г., Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании: с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн инвалютных рублей. Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. - в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.
После поражения классовых боев в Европе руководство Коминтерна решило, что пожар мировой революции разгорится на Востоке. Особое внимание уделялось Китаю, где в начале 1920-х гг. усилилось национально освободительное движение. СССР руками Коминтерна активно вмешивался во внутренние дела этого государства. При его материальной помощи в Китае сформировался блок оппозиционных сил - Гоминьдан. Советские инструкторы помогли создать и вооружить гоминьдановскую армию. В армейских частях китайской армии насаждались коммунистические ячейки. В 1925 г. М.В. Фрунзе даже разработал детальный план смены политического режима в Пекине. Советская сторона пыталась таким способом разжечь здесь гражданскую войну. Все возрастающее влияние коммунистов в Гоминьдане не устраивало его руководство. И в 1927 г. председатель Гоминьдана Чан Кайши прекратил сотрудничество с компартией. В Китае развернулась антисоветская истерия. 6 апреля полиция устроила налет на советское посольство. Было захвачено более 3 тыс. секретных документов, свидетельствующих о подрывной работе советских дипломатов и инструкторов. В декабре в Кантоне произошло восстание рабочих, крестьян и солдат. Оно было жестоко подавлено армией Гоминьдана. При расследовании обстоятельств восстания власти выявили «руку Москвы». 14 декабря правительство Китая закрыло советское посольство, все консульства, торговые представительства и агентства. В 1928 - 1929 гг., когда Гоминьдан стал правящей партией в Китае, отношения между двумя государствами стали еще более драматичными и даже перешли в вооруженные конфликты.
В целом можно сказать, что международное положение СССР в годы нэпа укрепилось. Советской дипломатии удалось не только избежать вооруженного столкновения с капиталистическим миром, но и заставить его признать СССР в качестве суверенного государства. Используя противоречия между империалистическими державами, Советский Союз смог наладить торговые и дипломатические отношения с большинством стран Европы и Азии. Однако тайная и явная поддержка мирового коммунистического движения ограничивала возможность расширения контактов.
Коллективизация | Изменения в политической системе в конце 1920-х - 1930-е гг. |