3.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.
Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?
В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:
а) барьеры, создаваемые источником, и
б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты48. Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приёмника (потребителя) информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией приёмника информации, неспособного воспринимать информацию более широкого, общего характера.
Работа с документами требует не только знания информационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются с помощью компьютерной сети Интернет; языковые – в результате совершенствования системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработки и использования соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки; семантические – путём создания разного рода словарей и стандартизации ряда терминов и определений и т.д.
Вместе с тем необходимо помнить, что информационные барьеры в большинстве своём не могут быть полностью устранены или до конца преодолены, во всяком случае в обозримом будущем. Препятствием для этого служит прежде всего сам человек. Так, существуют пределы психофизических возможностей современного человека воспринимать информацию. Человек способен принимать и перерабатывать потоки информации, интенсивность которых составляет не более100 бит/с. Если же интенсивность этих потоков превышает допустимую, то пропускная способность человека снижается вплоть до полного прекращения восприятия поступающей информации49. Не приносят желаемых результатов для преодоления, в частности, языковых барьеров попытки использования искусственных международных языков. К настоящему времени предложено уже около 300 таких языков. Наиболее распространённый из них - “эсперанто” - является производным от английского и ряда других германских и романских языков и изобретён ещё в 1887 г. поляком Людвигом Заменгофом. Однако на этом языке, даже по самым оптимистическим подсчётам, в мире говорит не более 3 миллионов человек.
Вопросы и задания для самопроверки:
Литература:
Бирюков Б.В., Воробьёв Г.Г. Тезаурусный подход к коммуникативным процессам и документальная информация // Информация и управление: философско-методологические аспекты. М.: Наука, 1985. С.47-69.
Воробьёв Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988.
Ефимов А.Н. Информация: ценность, старение, рассеяние. М., 1978.
Илюшенко М.П. Свойства документной информации // Секретарское дело. 1999. № 1. С.9-13.
Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. Физматлит, 1997.
Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999.
Услуги виртуального хостинга.