РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА №
Кафедра истории России
Направление: История.
Дисциплина: Интернет-технологии в исторической науке и образовании.
Кредит: 2
Статус дисциплины: ЕН.Р.01 (по выбору)
3,4 семестр, лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов, самостоятельная работа – 36 часов.
Преподаватель: к.и.н., доц. Хорунжий Алексей Валентинович
Кафедра: истории
России
Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.
Телефон: (095) 434-2312
Email: aleho@narod.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методическое
построение курса.
Условия и
критерии выставления оценок:
Правила выполнения письменных работ
(эссе и контрольных тестовых работ)
Темы лекций и
семинарских заданий
Целью данного курса является подготовка современного специалиста-историка, владеющего базовыми знаниями, умениями и навыками по применению новейших интернет-технологий в исторической науке и образовании. Для достижения этой цели в процессе изучения курса необходимо решить несколько образовательных задач: ознакомиться с существующими возможностями интернет-технологий; соотнести эти возможности с основными элементами работы историка-исследователя и историка-преподавателя; понять, как такие элементы могут быть выполнены при помощи новейших технологий; закрепить достигнутое понимание на уровне умений и навыков во время практических занятий.
Таким образом, кроме главной цели данный курс имеет еще одну – содействие формированию профессионализма историка через повторение материала, полученного в рамках изучения других курсов, таких, как «Введение в специальность», «Источниковедение» и др.: выполняя практические задания за компьютером, студенты неизбежно должны будут вспомнить и закрепить полученные навыки работы историка-исследователя.
В рамках курса рассматриваются история возникновения и современное устройство глобальной информационной сети Интернет; основные службы и сервисы интернет анализируются с точки зрения их применимости на различных этапах работы историка; рассматривается имеющийся опыт профессионального сообщества историков по освоению и применению новых информационных технологий.
На практических занятиях студенты пишут «виртуальную курсовую работу» - выбрав любую понравившуюся им тему исследования, они должны будут сымитировать все основные этапы работы историка над новой темой исследования.
Курс состоит из 9 опорных лекций, равное количество семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов в пределах часовой нагрузки, предусмотренной учебным планом
Формы занятий включают конспектирование студентами опорных лекций, дающих обзор основных проблем курса, а также закрепление пройденного материала на семинарских занятиях в процессе выполнения практических заданий.
В качестве оборудования в курсе используются медиапроектор, соединенный с компьютером (лекции), а также рабочие станции с выходом в Интернет (семинары).
Формы контроля предусматривают выполнение конкретных учебно-исследовательских задач на каждом семинаре с их обязательной сдачей преподавателю в электронном виде, 1 рубежную аттестацию в течение семестра, выполнение творческой работы, а также итоговую работу в конце семестра.
6.
Математические модели исторических процессов.
Сборник статей / Отв.ред. Л.И.Бородкин. М., 1996. - 251 с.
7.
Новые информационные ресурсы и технологии в
исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений
Всероссийской конференции. / Отв.ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.М.Гарскова,
Ю.Ю.Юмашева. М., 2000. - 296 с.
От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится творческий подход к выполнению заданий на семинаре, а также профессионализм историка при выполнении элементов исторического исследования с применением интернет-технологий, в частности, умение выработать и отстаивать собственную точку зрения на анализируемый материал. Учитывая специфику курса, все задания, кроме аттестационной и итоговой работ, выполняются в электронном виде и в обязательном порядке сдаются преподавателю на указанный им электронный адрес.
Посещение занятий – 10 баллов
Активная работа на семинаре – 15 баллов
Внутрисеместровая аттестация – 15 баллов
Творческая работа – 12 баллов
Итоговое испытании (экзамен) – 20 баллов
Всего – 72 баллов
|
|
Неуд |
3 |
4 |
5 |
|||
Кредит |
Сумма баллов |
F |
FX |
E |
D |
C |
B |
A |
2 |
2+ |
3 |
3+ |
4 |
5 |
5+ |
||
2 |
72 |
менее 25 |
25 |
37 |
43 |
49 |
61 |
67 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснение оценок |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A |
Выдающийся ответ |
|
|
|
|
|
|
|
B |
Очень хороший ответ |
|
|
|
|
|
||
C |
Хороший ответ |
|
|
|
|
|
|
|
D |
Достаточно
удовлетворительный ответ |
|
|
|
||||
E |
Отвечает минимальным
требованиям удовлетворительного ответа |
|||||||
FX |
Оценка 2+ (FX) означает, что
студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа |
|||||||
F |
Неудовлетворительный ответ
(либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления) |
На первом практическом занятии студенты выбирают тему своей «виртуальной курсовой работы», то есть направления учебного исследования, по которому они впоследствии будут осуществлять элементы поиска и анализа источниковой базы, историографии вопроса и т.п., то есть имитировать все основные этапы работы историка. Тогда же им дается список практических заданий. Каждое практическое задание на семинаре будет подразумевать выполнение одного из элементов исследования. В данном случае написание курсовой работы только моделируется и оценивается, прежде всего, степень освоения практических умений и навыков по работе с информацией в Интернет. Тем не менее, данная модель должна быть целостной: от студента не требуется, например, найти все основные источники по теме своей «виртуальной курсовой работы» и доказать репрезентативность полученной источниковой базы исследования. Наоборот, количество найденных им источников ограничивается в рамках учебного задания ограничивается пятью, но эти источники должны соответствовать теме заявленной им «виртуальной работы» и он должен уметь обосновать, почему данная найденная им литература отнесена им к источникам, а не к историографии, какого рода информацию дает источник для конкретной темы исследования, и т.п. Каждое такое задание высылается преподавателю в электронном виде и затем хранится на его компьютере в течение всего семестра.
Для проверки усвоения теоретических знаний, полученных в процессе конспектирования лекций и самостоятельной работы с указанной преподавателем литературой студенты выполняют письменную аттестационно-тестовую работу в сечение семестра, а также итоговую работу в конце курса. В качестве творческого задания студенты представляют преподавателю смоделированную ими на семинарских занятиях «виртуальную курсовую работу» в виде веб-сайта, размещенного в сети интернет.
Творческая работа подразумевает лишь «виртуальную курсовую работу» - модель настоящего исследования. От студента не требуется полный исследования, полный список источников и историографии по теме исследования, и т.п. Тем не менее, даже к отрывку текста, усеченному списку литературы и другим элементам «виртуальной работы» в полной мере применимы академическая этика и все требования по правильному оформлению ссылок и библиографии. Все имеющиеся в творческой работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернет. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены.
Семинар: Установочное занятие. Определение перечня выполняемых практических заданий и предъявляемых к ним требований. Регистрация собственного доменного имени 3-го уровня и открытие учебного почтового ящика. Выбор темы «виртуальной курсовой работы» для выполнения дальнейших заданий.
Лекция: Новые информационные технологии в постиндустриальном обществе XXI века. Роль интернет-технологий в работе историка. История возникновения и эволюция глобальной сети интернет. Протокол TCP/IP.
Литература:
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции
развития. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С.
13 – 55; Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Семинар: Поиск информации по тематике исследования через каталоги ресурсов и поисковые системы интернет. Создание ярлыков, закладок и способы сохранения информации для ее дальнейшего использования. Описание интернет-ресурса по теме работы.
Литература: Рамзаев М.С. Internet для начинающих. – М.: Аквариум-Принт, 2004. – С. 43 – 69.
Лекция: Основные понятия и протоколы интернет: TCP/IP, HTTP, FTP, POP3, SMTP, NNTP, Telnet, Gopher, ICQ и базирующиеся на них службы и сервисы.
Литература:
Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Семинар: Работа с каталогами библиотек. Работа с поисковой системой WebIRBIS™ на примере каталога ИНИОН: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме исследования.
Литература:
Инструкция по поиску в библиографических базах данных ИНИОН. – М., 2004.
-
Лекция:
Система IP-адресов и доменных имен. Uniform Resource Locator. Основы безопасности при работе в интернет. Нетикет и эмотикон. Правовое регулирование интернет
Литература:
Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Рубежная аттестация.
Лекция: Электронная почта в работе историка. Списки рассылки и новостные группы: принципы организации, основы работы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский
разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. -
Семинар: Поиск информации в системе АЛЕФ на примере каталога Российской государственной библиотеки: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме исследования.
Литература:
Поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ на основе программного обеспечения
АЛЕФ. Рекомендации. – М., 2004. -
Лекция: Поиск информации в интернет: каталоги, поисковые системы, специализированные информационные системы, электронные каталоги, электронные библиотеки. Принципы организации и основы работы. Обобщенная структура языка запросов и расширенные запросы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ на основе программного обеспечения
АЛЕФ. Рекомендации. – М., 2004. -
Семинар: Поиск информации в электронных версиях российских и зарубежных архивах. Web-интерфейс и telnet-доступ к ресурсам крупнейших мировых академических сетей. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература: About the World-Wide Web
Virtual Library History Network, 1993- 2004. -
Лекция:
Общение в интернет: чат, ICQ, форумы и «доски объявлений». Принципы организации и основы работы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский
разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. -
Семинар: Создание проекта структуры и макета собственного сайта – «виртуальной курсовой работы». Использование шаблонов и интернет-конструкторов.
Литература: Завалишин
Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.:
Пресс-верк, 2001. -
Лекция: Основы постороения веб-сайта: структура, основные элементы, типы сайтов. Программы и шаблоны для создания сайтов. Платные и бесплатные ресурсы для размещения собственного исторического сайта. Подход к наполнению и раскрутке «сайта». Гипертекст в оформлении исторических работ.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Семинар:
Создание структуры и наполнение собственного исторического сайта.
Подключение форм интерактивного общения. Гиперссылки, гипертекст и упорядочение
информации.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Лекция: Современный опыт и примеры применения компьютерных и интернет-технологий в исторической науке и образовании. Перспективы развития интернет и появление новых служб и сервисов (файлообменные системы, протокол Peer-to-Peer, коллективные библиотеки, совместные вычисления и т.п.).
Литература:
«Междисциплинарные подходы в исторической науке XXI в.: подъем или
упадок?». – М., 2003. -
Семинар:
Продвижение сайта и его регистрация в поисковых системах Представление
готовых проектов («виртуальных курсовых работ») и их обсуждение («защита») на
семинаре.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Итоговая работа.
Семинар: Установочное занятие. Определение перечня выполняемых практических заданий и предъявляемых к ним требований. Регистрация собственного доменного имени 3-го уровня и открытие учебного почтового ящика. Выбор темы «виртуальной курсовой работы» для выполнения дальнейших заданий.
Лекция: Новые информационные технологии в постиндустриальном обществе XXI века. Роль интернет-технологий в работе историка. История возникновения и эволюция глобальной сети интернет. Протокол TCP/IP.
Литература:
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.
– М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 13 – 55;
Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Семинар: Поиск информации по тематике исследования через каталоги ресурсов и поисковые системы интернет. Создание ярлыков, закладок и способы сохранения информации для ее дальнейшего использования. Описание интернет-ресурса по теме работы.
Литература: Рамзаев М.С. Internet для начинающих. – М.: Аквариум-Принт, 2004. – С. 43 – 69.
Лекция: Основные понятия и протоколы интернет: TCP/IP, HTTP, FTP, POP3, SMTP, NNTP, Telnet, Gopher, ICQ и базирующиеся на них службы и сервисы.
Литература:
Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Семинар: Работа с каталогами библиотек. Работа с поисковой системой WebIRBIS™ на примере каталога ИНИОН: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме исследования.
Литература:
Инструкция по поиску в библиографических базах данных ИНИОН. – М., 2004.
-
Лекция:
Система IP-адресов и доменных имен. Uniform Resource Locator. Основы безопасности при работе в интернет. Нетикет и эмотикон. Правовое регулирование интернет
Литература:
Чардин И.С. Основы интернет. – М., 1999. -
Рубежная аттестация.
Лекция: Электронная почта в работе историка. Списки рассылки и новостные группы: принципы организации, основы работы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский
разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. -
Семинар: Поиск информации в системе АЛЕФ на примере каталога Российской государственной библиотеки: основные элементы системы и функциональные возможности и язык запросов. Поиск информации по теме исследования.
Литература:
Поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ на основе программного обеспечения
АЛЕФ. Рекомендации. – М., 2004. -
Лекция: Поиск информации в интернет: каталоги, поисковые системы, специализированные информационные системы, электронные каталоги, электронные библиотеки. Принципы организации и основы работы. Обобщенная структура языка запросов и расширенные запросы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Поиск в электронном каталоге (ЭК) РГБ на основе программного обеспечения
АЛЕФ. Рекомендации. – М., 2004. -
Семинар:
Поиск информации в электронных версиях российских и зарубежных архивах. Web-интерфейс и telnet-доступ к ресурсам
крупнейших мировых академических сетей. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература: About the World-Wide Web
Virtual Library History Network, 1993- 2004. -
Лекция:
Общение в интернет: чат, ICQ, форумы и «доски объявлений». Принципы организации и основы работы. Основные ресурсы исторической тематики.
Литература:
Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский
разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. -
Семинар: Создание проекта структуры и макета собственного сайта – «виртуальной курсовой работы». Использование шаблонов и интернет-конструкторов.
Литература:
Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский
разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. -
Лекция: Основы постороения веб-сайта: структура, основные элементы, типы сайтов. Программы и шаблоны для создания сайтов. Платные и бесплатные ресурсы для размещения собственного исторического сайта. Подход к наполнению и раскрутке «сайта». Гипертекст в оформлении исторических работ.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Семинар:
Создание структуры и наполнение собственного исторического сайта.
Подключение форм интерактивного общения. Гиперссылки, гипертекст и упорядочение
информации.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Лекция: Современный опыт и примеры применения компьютерных и интернет-технологий в исторической науке и образовании. Перспективы развития интернет и появление новых служб и сервисов (файлообменные системы, протокол Peer-to-Peer, коллективные библиотеки, совместные вычисления и т.п.).
Литература:
«Междисциплинарные подходы в исторической науке XXI в.: подъем или
упадок?». – М., 2003. -
Семинар: Продвижение сайта и его регистрация в поисковых системах Представление готовых проектов («виртуальных курсовых работ») и их обсуждение («защита») на семинаре.
Литература: Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. – М.: Пресс-верк, 2001. - http://term.yandex.ru/
Лекция: Итоговая работа.