Образование мировой египетской державы.

Многотысячелетняя история Египта знала взлеты и падения; эпохи сильного централизованного государства и расцвета экономики и культуры чередовались с периодами упадка и раздробленности. Около 130 лет в стране господствовали гиксосы - в основном семитские по своему составу племена, создавшие сильное государство в Сирии и Палестине и распространившие свою власть на Дельту и значительную часть Нила. Борьбу против завоевателей возглавил один из номов Верхнего Египта - Фивы. Под руководством Яхмоса "властители страны" (так называли себя гиксосы) были изгнаны из Египта. Так началось около 1580 г. до н.э. правление XVIII династии и пятисотлетний период Нового царства. Первые фараоны этой династии Яхмос I, Аменхотеп I, Тутмос I, заложили основы огромной державы, включавшей в себя нильскую Эфиопию и значительную часть территории Восточного Средиземноморья. Затем на престоле недолгое время находился Тутмос II. Своим наследником он оставил сына от наложницы - будущего Тутмоса III. Право на престол в Египте давала женитьба наследника на дочери фараона от главной жены и это условие было соблюдено. Но честолюбивая вдова Тутмоса II Хатшепсут - круглолицая женщина с удлиненными глазами и слегка орлиным носом - смело забрала в свои руки всю полноту власти, опираясь на местную знать и жрецов главного бога Фив Амона. Вплоть до двадцатого года своего официального царствования Тутмос III был фактически лишен права вмешиваться в дела государства. Поэтому после смерти тещи, он постарался уничтожить всякую память о ненавистной сопернице. Для этого разрушались ее постройки, сносились обелиски и, самая страшная месть для египтян, уничтожалось ее имя. Укрепив армию, Тутмос III, немедленно двинул войска в Азию.

22 года продолжались походы великого завоевателя и границы Египта раздвинулись от Евфрата на северо-востоке до четвертых порогов Нила на юге.

Следующий царь Аменхотеп II был едва ли не самым крутым и опасным из всех египетских фараонов. Среднего роста, он обладал чудовищной силой и выносливостью и похвалялся в своих надписях единоличными подвигами и огромным числом пленных. После короткого правления Тутмоса IV, к власти пришел его сын Аменхотеп III, при котором величие огромной державы достигло апогея.

Новый фараон не стремился к завоеваниям, главной его целью было сплочение страны и упрочение собственной власти. По всему Египту, но особенно в Фивах, развернулось гигантское строительство - до сих пор в Карнаке стоят двадцатиметровые скульптуры Аменхотепа III, так называемые "Колоссы Мемнона", олицетворявшие божественную власть могущественного царя. Двор фараона был сказочно великолепен. Блестели золото, драгоценные камни, слоновая кость, лоснилось черное дерево, колебались страусовые перья, шуршало тонкое полотно.

Страна располагала внушительным экономическим потенциалом, на основе которого повелители Египта могли содержать огромную армию и роскошный двор, вести грандиозное строительство. Перестройка общества завершилась вступлением в бронзовый век, производительные силы получили мощный толчок в своем развитии. В ремесле и в сельском хозяйстве широко применялись новые орудия и новая технология: ножные меха в кузницах, вертикальный ткацкий станок, подвесная прялка, усовершенствованный плуг, колесные повозки и сани. Расширяется система ирригации, появляется большое количество крупного рогатого скота и тонкорунных овец . Огромные богатства стекаются в Египет из завоеванных стран: из Ливана поступал строительный лес, из Эфиопии - черное дерево и слоновая кость. Невиданного дотоле размаха достигает рабовладение. Фивы становятся блестящей столицей "мировой" державы, а бог Амон - ее покровителем, затмившим всех остальных богов Египта. Он присоединил к своему имени имя главного солнечного божества древнего Гелиополя и теперь почитался как Амон-Ра. В глазах народа он был исцелителем больных, заступником бедняков, покровителем воинов. Обитал Амон в исполинских храмах, где в недоступных простым смертным покоях в таинственном мраке возвышался его идол.

Казалось бы, ничто не предвещает потрясений и власть фараона беспредельна и вечна. Но в недрах египетского общества незаметно копились противоречия, нарастала социальная напряженность. Острее всего это проявилось в различии интересов отдельных слоев и группировок господствующего класса. Идет борьба внутри правящей верхушки, разбогатевшей в результате успешных войн XVI-XV вв. до н. э. Значительная часть награбленного оседала в храмах, благодаря щедрым царским дарам, быстро росли огромные храмовые хозяйства. Жречество не только богатело, но и непрерывно усиливало свое политическое и идеологическое влияние. Амон был объявлен покровителем фараонов и подателем всех их побед. Из этой концепции вытекала идея зависимости царской власти от воли Амона, фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через оракул Амона, т.е. указание бога (фактически верховного жреца) на кандидатуру будущего наследника. Усиление политического влияния фиванских первосвященников вызывало недовольство наследственной служилой знати и наталкивалось на противодействие фараонов, проводивших политику централизации власти. К тому же цари XVIII династии стремились превратить храмовые хозяйства в придаток государственного хозяйства и черпать из них зерно, скот, рекрутов для армии. Все это не могло не вызвать конфликта между служилой и военной знатью, возглавляемой фараонами, с одной стороны, и высшим жречеством Амона, поддерживаемым родовитой столичной и номовой аристократией, с другой.

В это время в социальной структуре произошли значительные изменения. Появилась прослойка людей незнатного происхождения, называвших себя "немху" - "сироты", которые получали от администрации небольшое имущество, в том числе и рабов. Выходцы из "немху" занимают низшие и средние посты в государственном аппарате, а наиболее одаренные и замеченные повелителем взлетают на вершину пирамиды власти и занимают высшие посты в столице. Именно эти люди стали прочной социальной опорой фараонов, в то время, как наследственная знать с презрением и подозрением смотрела на "выскочек".

Основная масса египетского населения несла тяготы многочисленных войн. Пока завоевания были удачными и в Египет текли богатства из далеких стран, положение основных производителей было довольно прочным. Но как только ослабевала военная мощь державы, их благосостояние ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, эксплуатация росла. Это грозило грядущими потрясениями, прежде всего из-за усиливающейся конфронтации внутри общества. Противоречия, малозаметные на фоне блеска и могущества государства, в период нестабильности проявились в стихийных выступлениях низов и острых схватках при дворе фараона.

При XVIII династии произошла существенная перестройка государственного аппарата; многочисленное чиновничество было разделено по ступеням иерархической лестницы от визиря до деревенского старосты. Важной задачей стала организация управления на обширных завоеванных территориях в Нубии и Азии. Здесь была создана постоянная египетская администрация во главе с "царским сыном Куша" на юге и наместником "северных стран" в Сирии и Палестине. Правда, влияние фараоновских чиновников во внеегипетских владениях нигде не было сильным - как только ослабевала военная мощь Египта, местные правители сразу же выходили из-под контроля и начинали проводить независимую политику.

Мощный государственный аппарат обеспечивал фараону управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества. Но уже в правление Аменхотепа III происходили какие-то столкновения. Смутные отголоски этих событий имеются в надписи Эхнатона на пограничной плите в Телль-Амарне, где говорится, что не только он сам, но и отец его, и даже дед - Тутмос IV, слышали в своей жизни что-то "очень дурное". Кто же это осмелился противоречить воле могущественных фараонов? Кто мог поставить под сомнение всесокрушающую власть живых богов? Ясно, что только сплоченная группа могла доставить крупные неприятности царям Египта. Скорее всего это высшее жречество, которое желало направлять действия фараонов по своему усмотрению. Но грозные повелители не хотели и не могли уступать.

На втором году своего правления Аменхотеп III женился вопреки недовольству жречества и старой аристократии на Тие, некрасивой, но умной девушке, дочери жреца, заведовавшего скотом в одном из провинциальных храмов.

Новая царица сумела занять исключительное положение в государстве и сохраняла свое влияние вплоть до кончины мужа, несмотря на то, что фараон был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Аменхотеп III сознательно рискнул нарушить традицию, считая себя достаточно мощным правителем, чтобы побороть любое противодействие. Последние представители XVIII династии, похоже, понимали, что притязаниям жречества Амона нужно противопоставить новый культ, который целиком был бы направлен на освящение власти фараона.

Поклонение солнцу всегда играло огромную роль в религии египтян - это соответствовало значению светила для их экономики и жизни - летом безжалостные лучи иссушали землю, а весной и зимой давали благодатное тепло людям и силу растениям. Не раз в истории страны солнечное божество выдвигалось на первый план и, вообще, культуру Древнего Египта можно сравнить с гимном Солнцу. С солнечным культом связано и учение о божественном происхождении царской власти. Еще представители V династии называли себя сыновьями Pa - верховного божества Гелиополя - "Города Солнца". Предки Аменхотепа III тоже провозглашали себя любимцами Ра - Гора - Ахути. Тутмос IV называл себя "царем, рожденным с Ра", а Аменхотеп III даже присоединил к своим тронным именам эпитеты "избранный Ра" и "наследник Ра", что звучало как политическая декларация. Север страны (дельта) служил фараонам опорой в борьбе с фиванским жречеством. Здесь, близ древней столицы Мемфиса высились пирамиды, как напоминание о беспредельной власти фараонов IV династии. Гораздо существеннее были другие причины - прежде всего, изменение положения этой части страны в связи с изменениями в организации египетского войска. Главной силой стало колесничное войско, опора государственной и царской власти. А средоточием конницы был север - это обусловлено наличием богатых пастбищ и близостью к азиатским и ливийским границам. В течение IV в. Мемфис становится военным центром и резиденцией наследника престола.

В состав "мировой" египетской державы вошли многие народы: семиты, ливийцы, нубийцы и другие, а в царской семье появились чужеземные принцессы. Отсюда понятно стремление найти универсальное "интернациональное" божество, общее всем народам.

Итак, выдвижение северного солнечного культа было продиктовано требованиями внутренней и внешней политики фараонов XVIII династии. И вот, вероятно, в Гелиополе возникает учение о том, что верховное божество - солнечный диск, бог Атон, отождествленный с древним Ра и представляющий его зримый образ. Верховное существо в образе солнечного диска с лучами - руками должно было одинаково чтиться по всей земле - наблюдались элементы монотеизма. В надписях Аменхотепа III уже упоминается имя Атона, но жречество Амона по-прежнему обладает огромным влиянием и богатством. Упоенный своим могуществом фараон, облик которого можно представить, обратив внимание на сфинксов, лежащих на Ленинградской набережной, - не хотел принимать решительных мер против своих недоброжелателей. С тем же небрежным спокойствием сносил он в своих сиро-палестинских владениях козни царства Хатти, бродячих хапиру и лицемерно покорных властителей - за 38 лет своего правления он ни разу не появился в Азии во главе грозного египетского войска.

 

Hosted by uCoz