ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем, недостаточно изученных и весьма актуальных в отечественной историографии в связи с предпринимаемыми попытками реформирования науки и высшей школы, является история становления и развития научных школ и направлений в дореволюционной России.
Томский университет, основанный в 1878 г., девятым в России, играл и продолжает играть огромную роль в становлении и развитии высшего образования, науки и культуры на востоке страны. Как научный, учебный, культурный и общественный центр он создавался на протяжении нескольких десятилетий. В этом процессе важное место занимает дореволюционный период его истории, когда университет функционировал в составе всего двух факультетов – медицинского и юридического. Помимо подготовки врачей, юристов и экономистов, университетские преподаватели лечили больных, занимались исследованием природы и ее ресурсов, изучали археологию, этнографию, историю, экономику Сибири и соседних регионов – Урала, Дальнего Востока, Казахстана, Средней Азии, а также Монголии и Китая. Томский университет оказал огромное влияние на культурную миссию русских на востоке России1.
Дореволюционная литература по истории высшей школы представлена немногочисленными юбилейными изданиями. На основе официальных документов, отчетов университетов и Министерства народного просвещения составлялись хроники деятельности отдельных вузов России, издавались биографические словари, значительная часть статей которых носила автобиографический характер2. По своему жанру эти книги занимают промежуточное положение между историческими исследованиями и документальными справочниками с элементами исторического анализа. Много статей, посвященных состоянию российской высшей школы и путям ее реформирования, отдельным университетам страны, публиковалось в “Журнале Министерства народного просвещения” (ЖМНП), “Журнале Министерства юстиции” (ЖМЮ), “Русской мысли” и др.
Среди исследований дореволюционного периода по проблеме университетской системы высшего образования и роли науки в университетах выделяется монография известного отечественного юриста и психолога Л.И. Петражицкого “Университет и наука”3. В ней автор отмечает, что наука, прогресс мысли человеческой - вот путеводная звезда и идеал университета4. Занятия преподавателей наукой, подчеркивал он, являются важнейшим элементом деятельности университетов.
Работы профессоров Г.Ф. Симоненко, П. Казанского и др., посвященные попыткам реформирования системы преподавания в университетах, предпринимавшимся в начале XX в., затрагивали и проблему роли и места научной деятельности преподавателей в университетской системе образования5.
В 20-50-е гг. XX в. университетская тема как предмет изучения практически не поднималась. Под угрозой в 20-х – начале 30-х гг. находилось и само существование университетов в нашей стране, в том числе и Томского. Время от времени выходили издания, посвященные ведущим университетам страны - Московскому, С.-Петербургскому (Ленинградскому), Казанскому и др. В них более или менее освещались научная и учебная сферы университетской деятельности, затрагивались некоторые вопросы деятельности научных школ и направлений. Однако внутренняя духовная жизнь университетов оставалась вне поля зрения авторов. Непропорционально большое место отводилось рассмотрению истории революционного движения в университетах6. Редким исключением стали работы С.В. Бахрушина и Н.А. Пенчко, посвященные истории Московского университета в XVIII столетии7.
Повышение интереса к истории высшей школы России, в частности истории становления и развития научных школ и направлений, наметилось в 1970-80-е гг. Тогда на эту тему стали выходить монографии и статьи, защищаться диссертации8.
Что касается изучения темы становления и развития научных школ и направлений в дореволюционной России, то обобщающих трудов практически не было, хотя и делались попытки характеристики отдельных научных школ и направлений, а также тех ученых, благодаря труду которых создавались и развивались эти школы. Ярким примером тому служит работа Д.Г. Квасова и А.К. Федоровой-Грот “Физиологическая школа И.П. Павлова” (Л., 1967). В ней приводились биографические сведения об учениках И.П. Павлова, освещалась их научная деятельность. В предисловии авторы справедливо отмечали, что не только И.П. Павлова как ученого нельзя охарактеризовать достаточно полно без освещения работ его учеников и сотрудников, но и саму историю русской физиологии конца XIX и начала XX в. нельзя представить с должной полнотой, если не составить представления о тех людях, которые образовали павловскую физиологическую школу. Однако авторы, предоставив читателю возможность подробно ознакомиться с биографиями учеников И.П. Павлова, мало места уделили показу тех условий, в которых происходило становление его научной школы.
Фундаментальный вклад в изучение истории дореволюционной высшей школы внес А.Е. Иванов, написавший цикл статей и монографий по этой проблеме9. В его монографии “Высшая школа России в конце XIX – начале XX века” (М., 1991) была предложена универсальная типология исторического исследования высшей школы: а) в целом; б) отраслевых блоков; в) отдельных вузов. В рамках изучения дореволюционной системы высшего образования этот автор затрагивал и место науки в вузе.
В последнее время интерес к истории университетов России заметно активизировался. Появился целый ряд статей, книг и биографических словарей, в том числе посвященных дореволюционному периоду10. Для современного состояния историографии высшей школы характерен и культурологический подход. Это, в частности, отличает коллективную монографию “Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия” (М., 1997) и фундаментальное исследование Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкина “Университеты в истории и культуре дореволюционной России” (Томск, 1998). В первой из них рассмотрена история Московского университета в XVIII столетии, причем не как учреждения, а как “история университетского человека или университетского духа”11. Во второй характеризуются взаимоотношения университетов с национальными системами образования в конкретных историко-культурных и политических условиях, показано влияние дореволюционных российских университетов на отечественную и мировую науку, культуру. В обеих книгах получили оценку роль и место профессоров и преподавателей в системе дореволюционных университетов России.
Последняя работа представляет наибольший интерес, так как ее авторами дается подробное обоснование термина “научная школа”. Все теоретические выкладки исследователи подтверждают многочисленными фактами. Ими описана русская математическая школа П.Л. Чебышева, физическая школа П.Н. Лебедева, научная школа А.Н. Крылова, научная школа химиков В.В. Марковникова, историческая школа Г.В. Форстена. Не обошли авторы своим вниманием и научные школы дореволюционного Томского университета, однако ими недостаточно полно раскрыты те особые условия, в которых формировались в то время в Томском университете научные школы и направления.
Говоря об изучении дореволюционной истории Томского университета в целом, истории становления и развития научных школ и направлений в частности, в историографии темы можно выделить несколько периодов.
Дореволюционная литература по этой теме представлена небольшим числом работ. Так, в связи с 10-летием Томского университета и открытием юридического факультета в 1898 г. был издан “Очерк истории развития и деятельности Томского Императорского университета за первое десятилетие его существования”. В нем подводились итоги учебной и научной работы университета за указанный период и подчеркивался вклад профессоров и преподавателей в изучение естественных богатств сибирского края. В 1912 г. увидела свет книга “Город Томск”, в которой была помещена статья В.В. Сапожникова под названием “Императорский Томский университет”. В ней содержались сведения по истории учебной и научной деятельности университета в первые десятилетия его существования. В следующем году были изданы брошюра декана медицинского факультета, профессора П.П. Авророва и подготовленный тогдашним ректором университета, профессором М.Ф. Поповым “Краткий исторический очерк Императорского Томского университета за 25 лет его существования (1888-1913)”. Последний представлял собой доклад, который должен был быть зачитан на торжественном собрании университета 22 октября 1913 г12. В работе П.П. Авророва рассказывалось о деятельности медицинского факультета и его месте в жизни университета. В “Очерке” М.Ф. Попова содержался ретроспективный анализ пути, пройденного Томским университетом за указанный период.
Наряду с характеристикой материальной базы университета, источников финансирования учебной и научной деятельности в докладе М.Ф. Попова особый акцент сделан на роли профессоров в жизни университета, их вкладе в изучение природных богатств Сибири и развитии отечественной науки.
В 1917 г. был опубликован “Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913 гг.)”. Он также готовился в связи с юбилеем. Авторами отдельных статей были заведующие кафедрами и руководители университетских подразделений. В книге дана подробная характеристика научной деятельности практически всех профессоров, приват-доцентов, ассистентов и научных сотрудников, работавших в то время в Томском университете.
Что касается 20-30-х гг., то специальных исследований дореволюционного периода деятельности Томского университета почти не велось. Редким исключением стала статья члена правления Томского университета Д.В. Покровского, посвященная отмечавшемуся в 1928 г. 40-летию работы Томского университета и напечатанная в журнале “Сибирский архив теоретической и клинической медицины” (1928. Т. 3, № 9-10). В эти годы появлялись и отдельные статьи, связанные, как правило, с юбилейными датами. В них содержались и сведения о достижениях профессоров и преподавателей Томского университета в сфере науки.
Вплоть до 60-х гг. основательного изучения истории Томского университета практически не велось. Начало положила монография доцента кафедры педагогики П.А. Зайченко “Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева” (Томск, 1960). Написанная на значительном архивном материале, она явилась в то время большим событием в жизни первого сибирского университета. В ней содержится характеристика профессорско-преподавательского корпуса, учебного процесса, состояния научных исследований в дореволюционном Томском университете.
Следует также назвать такие издания, как “Томский университет. 1880-1980” (Томск, 1980), “Томский медицинский институт. 1880-1988. Исторический очерк” (Томск, 1992), в которых дана характеристика основных видов научной деятельности в Томском университете в дореволюционный период.
Большой вклад в изучение становления и развития научных школ и направлений в Томском университете внесли исследования по истории медицины. Так, в 1975 г. в Издательстве Томского государственного университета вышла монография П.А. Бовы и В.С. Лавровой “Старейшая научная школа патофизиологов Сибири”, в предисловии к которой авторы отмечали, что история развития сибирских научных медицинских школ и направлений разработана недостаточно. Отдельные научные публикации на эту тему страдали, по их мнению, неточностями при изложении фактического материала13. Авторы впервые осветили основные этапы и особенности развития в Сибири экспериментальной патологии в связи с общим развитием отечественной патофизиологии, одновременно они попытались выявить приоритет томских ученых-медиков в ряде открытий, их вклад в развитие отечественной патофизиологии. Подробно было рассмотрено то влияние, которое оказала петербургская школа экспериментальной патологии, в частности ее родоначальник В.В. Пашутин, на становление кафедры общей патологии Томского университета, а также на развитие научного направления этой кафедры. Достаточно сказать, что в дореволюционный период все руководители кафедры были учениками знаменитой школы В.В. Пашутина. Они не только успешно занимались научными исследователями, но и явились основоположниками томской научной школы патофизиологов.
В 1981 г. в издательстве “Наука” вышла монография В.С. Егая “Развитие терапии в Сибири: М.Г. Курлов и его школа”. В ней на основании изучения многочисленных источников и научного клинического наследия основоположника сибирской терапевтической школы профессора М.Г. Курлова было определено место этого выдающегося ученого и его школы в истории отечественной терапевтической науки. По мнению академика Д.Д. Яблокова, эта монография, повествующая о развитии научной терапевтической школы в Сибири, является несомненным вкладом в историю медицины и здравоохранения Сибири.
В 1986 г. в Издательстве Томского университета вышла работа Г.И. Мендриной и Н.В. Васильева “Томская школа микробиологов”. Основанная на значительном архивном материале, она повествует о зарождении микробиологии в Сибири, о первых бактериологических учреждениях – пастеровских станциях, оспенных телятниках, бактериологических лабораториях. Значительное место в книге занимает описание первого бактериологического института в Томске, его роли в становлении микробиологических исследований, подготовке кадров. Особое внимание авторы уделили формированию и становлению первой сибирской школы микробиологов, ее создателю профессору П.В. Бутягину, его преемнику академику АМН СССР С.П. Карпову и их ученикам, основным научным направлениям томских микробиологов, участию сотрудников кафедры в ликвидации вспышек инфекционных болезней и т.д.
В 1988 г. коллективом авторов (В.В. Новицкий, В.С. Лаврова, П.А. Бова) была издана монография “Томская школа патофизиологов”, посвященная истории одной из старейших в России и первой за Уралом томской научной школе патофизиологов. Одной из причин переиздания монографии явилась недостаточная изученность истории отечественной патофизиологии, и в частности сибирской. Так, авторы отмечают, что список публикаций по историко-медицинским исследованиям в области патологической физиологии весьма ограничен и включает отдельные статьи в журнале “Патологическая физиология и экспериментальная терапия” и небольшое число монографий. Это обстоятельство заставило авторов подробнее изучить архивные документы и историографию по данному вопросу и опубликовать новую монографию о томской школе патофизиологов.
Подобного рода исследования проводили и фармакологи Томского медицинского института, интересовавшиеся историей медицины. Так, в 1990 г. в Издательстве Томского университета вышла в свет монография А.И. Венгеровского, Т.Ф. Мариной и П.А. Бовы “Сибирская школа фармакологов”, в которой подробно освещена история старейшей школы фармакологов Сибири, рассказывается о научных исследованиях основателей сибирской школы фармакологов - первого фармаколога Сибири профессора П.В. Буржинского, академика АМН СССР, лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля науки РСФСР Н.В. Вершинина и их преемников - профессоров Е.М. Думеновой и А.С. Саратикова. Во введении к монографии авторы отметили меньшую изученность истории фармакологии по сравнению с другими медицинскими дисциплинами. Эта работа значительно обогатила историю медицины знаниями о выдающихся достижениях сибирской научной школы фармакологов.
Все вышеперечисленные работы внесли заметный вклад в изучение истории становления и развития научных школ и направлений в области медицины в Томском университете в дореволюционный период.
Говоря о современной историографии проблемы, следует отметить ряд очерков, статей и монографий, посвященных отдельным основоположникам научных школ в дореволюционном Томском университете. Так, А.С. Саратиковым была написана работа о профессоре-фармакологе Н.В. Вершинине14, Л.П. Сергиевской - об основателе сибирской ботанической школы профессоре П.Н. Крылове15, А.А. Задорожным и Ф.Ф. Саксом - о четырех замечательных профессорах - хирургах Э.Г. Салищеве, П.И. Тихове, Н.И. Брезнеговском и А.Г. Савиных. Ряд статей посвящен исторической преемственности сибирских научных школ, становлению и условиям их существования. Среди них работы С.М. Ксенца об исследованиях в области физиологии в Томском университете16, Д.Д. Яблокова и Р.С. Карпова - о профессоре М.Г. Курлове как основоположнике сибирской школы терапевтов17, А.В. Положий - о сибирской ботанической школе и ее основателе профессоре П.Н. Крылове18, А.И. Карзилова - об истоках сибирской школы терапевтов19.
Особый интерес представляет работа Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкина. О становлении первого сибирского университета – центра науки, образования, культуры20. В ней авторы приходят к выводу, что наука и становление научных школ в Томском университете имели исключительное значение для развития науки и высшего образования в Сибири. По их мнению, открытие новых вузов, создание академических научных центров происходило во многом благодаря неустанной деятельности питомцев научных школ Томского университета и долгое время за Томским университетом сохранялась координирующая и определяющая роль в развитии многих научных направлений.
Заметно активизировалось изучение истории Томского университета в связи со 120-летием его основания, которое отмечалось в 1998 г. К этому времени было приурочено издание книги “Юридическое образование в Томском государственном университете: Очерк истории (1898-1998 гг.)” (Томск, 1998). В ней рассмотрено состояние исследований в области права, которые велись в Томском университете в дореволюционный период. История становления и развития экономической школы в Томском университете в 1898-1917 гг. освещается в коллективной монографии “Сто лет экономическому образованию и науке в Сибири”, вышедшей под редакцией профессора К.И. Могильницкой (Томск, 1998). Некоторые стороны истории развития физики в Томском университете в дореволюционный период нашли отражение в книге “Физики о физиках и физике” (Томск, 1998). Там же помещены биографические сведения о первых профессорах-физиках Ф.Я. Капустине и А.П. Поспелове. В.И. Слуцкий посвятил свое исследование истории метеорологии в Томском университете. В одном из разделов его книги говорится о научной деятельности на этом поприще профессоров Н.А. Гезехуса и Ф.Я. Капустина.
Заметным явлением в историографии и литературе биографического жанра стало издание первых двух томов биографического словаря “Профессора Томского университета”21, в которых освещается и научная деятельность университетских профессоров.
Все эти работы раскрывают отдельные стороны изучаемого вопроса, но не дают всеобъемлющей картины истории становления и развития научных школ и направлений в Томском университете.
Следует отметить и издания, подготовленные учеными Томского политехнического университета. Их авторы, выявляя истоки научных школ и направлений Томского политехнического университета, сформировавшихся еще в дореволюционное время, останавливаются и на характеристике научной деятельности профессоров и преподавателей Томского университета, работавших по совместительству в Томском технологическом институте22.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что настало время для обобщающих трудов, в которых была бы дана развернутая характеристика формирования и развития научных школ и направлений в Томском университете в дореволюционный период. При этом необходимо обратить особое внимание на условия и особенности формирования научных школ в первом сибирском университете, состояние материальной базы исследований, формы организации научной деятельности, подготовку научных кадров, источники финансирования, результаты научных исследований.
В предлагаемом учебном пособии делается попытка рассмотреть историю становления и развития научных школ и направлений в дореволюционном Томском университете.
Задача специального курса “История становления и развития научных школ и направлений в Томском университете в дореволюционный период” заключается в том, чтобы дать студентам представление об основных тенденциях формирования научных школ в Томском университете, региональной специфике деятельности научных школ на фоне общих закономерностей развития отечественной науки. Изучение этих вопросов должно расширить исторический кругозор студентов, сформировать собственное мнение, критическое отношение к историческим источникам. Изучение материалов спецкурса основывается на общеисторических знаниях, полученных из общего курса “История России”.
Пособие построено таким образом, чтобы наиболее полно активизировать самостоятельность мышления студентов. С этой целью студентам рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой, список которой дается в конце пособия, и подготовить реферат на предлагаемые темы.