Шевцов В. В., Ефименко А. В.
Этнографическая практика, семинары и практические занятия в системе подготовки историков ТГУ
(Методическое пособие)
На практические занятия по курсу “Основы этнологии” вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов современной России. Этнографическая практика заключается в целевом исследовании какой-либо этнической общности, с последующей обработкой собранной информации. В частности, выявление и фиксация материальной и духовной культуры этноса, сбор нарративного, анкетного и вещественного материала, фотографирование, видеосъемка. Некоторый опыт участия в этих формах учебного процесса позволяет высказать ряд методологических соображений по поводу их организации и содержания. На рассматриваемом образовательном уровне можно выделить следующие цели этнологического познания: информационно-когнитивную, коммуникативную и ценностно-личностную.
Информационно-когнитивная цель. Специфика этнологии такова, что в большинстве средних учебных заведений она не изучается как самостоятельная дисциплина и лишь частично затрагивается в общеисторическом контексте. К примеру, если спросить студентов о народе, с которым у русских были наиболее тесные взаимоотношения, то чаще всего можно услышать о татарах. При этом студенческая аудитория демонстрирует самый разнообразный уровень знаний - о взглядах Л. Н. Гумилева, о Юрточной горе, о деньгах и ямщиках, о свинине и беляшах, и, конечно же, о монголо-татарском иге, злом татарине, степном кочевнике. Относительно других народов, связавших свою историческую судьбу с русскими, представления могут быть или самыми расплывчатыми или совсем отсутствовать, в особенности при сохранении крена учебной литературы в сторону социально-политической истории или культуры титульного этноса.
Преодоление фрагментарного характера первичных этнологических знаний или заполнение вовсе “чистого листа” возможно путем формирования научных представлений об этногенезе, этнической культуре и межкультурных контактах народов России. Для достижения этой цели необходим тщательный подбор рекомендуемой литературы, содержащей достоверный фактический и аргументированный концептуальный материал, а также избегающей крайностей - этноцентризма, теории пережитков, классового подхода, политизации, психологизации и т. д. В формулировку вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, необходимо включение не только описательных, конкретных историко-культурных тем, но и проблемных, дискуссионных сюжетов (угро-финские народы и славянская колонизация, образ татар у русских, догосударственные и государственные способы организации общественной жизни на Северном Кавказе, православие и архаические представления русского крестьянства). При этом значительная роль принадлежит преподавателю, который должен выступать в роли хорошо информированного и компетентного собеседника.
В условиях постоянного умножения окружающих сущностей, как в рамках объективного общечеловеческого, так и субъективного образовательного процесса познания важную роль приобретает умение формулировать и использовать понятия. Чем большим их количеством мы оперируем, тем лучше мы способны описывать окружающую реальность (в том числе и этнографическую). Как известно, большая часть споров возникает потому, что одному понятию приписываются разные значения или одними и теми же значениями наделяются различные понятия. Не избежала подобной ситуации и этнология. Уже сам предмет этой дисциплины не тождественен в различных научных сообществах и обладает рядом специфических особенностей (социальная антропология в Англии, культурная антропология в США, термин “этнография” до недавнего времени использовали отечественные исследователи). При обсуждении различных тем представителями национальных научных школ, как правило, возникает проблема перевода языка собеседника на язык привычного понятийного аппарата.
Теоретическая часть курса подразумевает овладения научной терминологией и знакомство с положениям основных этнологических школ. На практических занятиях, в этом отношении, ценна ситуация коллективного творческого усилия, когда критическая масса фактического материала под влиянием логики и актуализации житейского опыта формирует понятие, выгодно отличающиеся от “книжного” своей связью с живой и прочувствованной действительностью. Такие дефиниции как ритуал, обычай, архетип, гетерогенность, этническая культура, этническая консолидация и ассимиляция вполне могут быть выведены подобным способом. При этом следует не забывать подчеркивать, что понятия, и в более широком смысле гипотезы и теории - это рабочие инструменты ученого, носящие характер авторского моделирования, а отнюдь не раз и навсегда застывшие универсальные константы. Понятие живет до тех пор пока оно функционально, содействует оформлению научнообоснованного высказывания. При накоплении новых фактов, разработке новых методологических подходов оно может устареть, претерпеть трансформацию или вовсе исчезнуть из научного лексикона. Так, в современной этнологии вышли из употребления, или изменили свои смыслы, такие понятия как матриархат, культурные круги, пережиток, дикарь, орда.
Возможность практического применения этнологических знаний, знакомство с материальной и духовной культурой представителей конкретного этноса реализуется в ходе полевой этнографической практики. Здесь очень важным представляется умение ориентироваться в массиве собранной информации, способность замечать необычное в обычном, внимание к символизму простых бытовых предметов. То, о чем говорится в учебных аудиториях, зачастую представляется для студентов в форме абстрактных понятий и рассуждений, которые наполняются конкретным содержанием только в живой этнической среде.
Последние годы полевые этнографические сезоны студентов исторического факультета ТГУ проходили на территории Томской области. Эти полевые практики носили целевую направленность, т. е. перед их участниками стояли задачи исследования конкретных вопросов, связанных с этнической ситуацией в Томской области. По инициативе Русско-немецкого центра проводилось изучение этнокультурной специфики немцев, проживающих на территории Кожевниковского района и в самом городе Томске. По итогам этих работ были сделаны соответствующие доклады и сообщения на студенческих конференциях. Последняя полевая практика была посвящена медико-статистическому и этнографическому обследованию чулымских тюрок (чулымцев) Тегульдетского района. Собранные в ходе этой работы материалы находятся еще в стадии обработки. Необходимо отметить, что заявленные темы экспедиций были намного шире по своему содержанию и не ограничивались заданными рамками. Так, в Кожевниковском районе параллельно изучалось калмыки, депортированные в 1943 г., их современные потомки, а также собирался материал по русской бытовой культуре и народной медицине.
Перед участниками этих экспедиций, главным образом студентами II курса, стояли весьма непростые задачи, заключавшиеся в творческом соединении теории и практики. Основная часть работы была посвящена сбору нарративного материала, являющемся живой историей. На Западе это направление получило название “устной истории” (“oral history”), завоевывающее все большее признание. В нарративе проявляется мировосприятие этноса, его этническая и культурная специфика, ценностные ориентации, не зависящие от административных и идеологических установок. Сбор подобного материала представляется весьма необходимым и перспективным, поскольку позволяет выявить и зафиксировать реальную этничность. Значимость нарративных исследований пока признается лишь на академическом уровне, в то же время более широкое их использование позволило бы существенно корректировать национальную политику на региональном уровне. Кроме всего прочего, непосредственное знакомство студентов с мироощущением этноса на вербальном уровне помогает преодолеть их собственные этнопсихологические шаблоны и стереотипы. Дальнейшая работа в этом направлении участников полевых этнографических практик может быть весьма плодотворной.
Традиционно, важную часть прошедших полевых сезонов составляло изучение материальной и духовной культуры. Предметная и духовная среда этноса - это одни из главных предметов, составляющих теоретическую базу этнологического знания. Жилище, одежда, способ хозяйствования при всей своей современной унификации сохраняют определенную этническую специфику, особенно в сельских районах. Перед студентами ставилась задача определить степень трансформации традиционного быта, особенности его сохранения. Здесь прежде всего необходимо знание студентами-исследователями культуры самого изучаемого этноса, что приобреталось в процессе лекционного курса. Использование современных технических возможностей (фотокамера, видеосъемка) способствовало достаточно полной фиксации традиционной культуры. Важную роль играет этносоциологическое анкетирование, которое стало постоянным и обязательным элементом этнографического полевого исследования.
Приобщение студентов к духовному миру этноса позволяет постичь сущность его мировосприятия. Однако, это достаточно сложная задача, поскольку отчужденность в этой сфере между исследователем и информатором проявляется в большей степени, чем где бы то ни было. Проблема определенного отчуждения в процессе контакта с представителями другого этноса возникает неизбежно, поскольку исследователь выступает в роли аутсайдера, т. е. он выключен из привычного жизненного пространства информатора. От студентов требуется некоторое “вживание” в непосредственный жизненный процесс этнической группы, совместное с респондентом участие в производственных и духовных актах.
Коммуникативная цель. Способность к оформлению и сообщению различных видов информации является одной из отличительных результатов гуманитарного образования. Дух дискуссионности, плюрализм мнений, диалог - это действенные средства для выработки коммуникативных навыков. Любые суждения на занятиях носят не только содержательный характер, но и демонстрируют способ высказывания, возможный уровень осмысления материала и личностное отношение к нему. Задача преподавателя, в этом случае, содействовать обмену мнений, сохраняя определенную дистанцию и корректируя ход обсуждения в рамках научного дискурса. Необходимо использовать доступный язык, не перегруженный сциентизмами, находить параллели с современной и повседневной действительностью, свободно ориентироваться в материале и быть готовым к любым самым неожиданным вопросам междисциплинарного и общефилософского характера.
Важный опыт социальной коммуникации приобретается студентами в ходе общения с непосредственными носителями этнической культуры. В наибольшей степени это происходит в процессе полевой практики, во время общения между студентами и представителями изучаемого этноса. Для того, чтобы преодолеть отчужденность респондента и войти с ним в процесс взаимного узнавания и принятия, студентам необходимо определенное знание этнической психологии. При этом необходимо помнить об ответственности, которую несет студент по отношению как к получаемой информации, так и в отношении самого информатора.
Еще одна проблема, которая возникает в процессе общения, заключается в умении студента заговорить на языке культуры данного этноса, иначе он рискует быть непонятым или понятым неправильно. Для этого он должен в достаточной степени оперировать категориями и понятиями изучаемой культуры, ориентироваться в ее ценностных установках.
Ценностно-личностная цель. В условиях усиления этнической дифференциации крайне необходимым представляется формирование толерантности к иным, по-своему уникальным, культурам. Под влиянием воспитания, средств массовой информации и практического общения у студентов, к моменту знакомства с этнологической наукой, уже имеются определенное этническое самосознание и стереотипы. Студенческая группа в миниатюре воспроизводит полный набор представлений о “своих” и “чужих” бытующих в нашем обществе - от патриотизма и национализма до космополитизма и этнической индифферентности. Эти представления имеют некоторое основание в историко-этнографической реальности и носят характер личных убеждений и предубеждений. Преодолению этнической тревожности и поляризации может способствовать обращение внимание не на различия между этническими культурами, а на их сходства, обсуждение процесса межкультурных контактов и взаимозаимствования, рассмотрение основных символов и ценностей народов, населяющих Россию.
Становлению не только культурного, но и, в особенности, гражданского самосознания студентов способствует полевая этнографическая практика. Так, например, по итогам этнографической практики 2000 г., Е. С. Сафиулиной, редактором и автором программы "Здравствуйте, соседи!" (ГТРК), была подготовлена радиопередача о современном положении чулымцев, в которой самое активное участие приняли студенты-практиканты.
Перспективы образовательного процесса. В качестве дальнейших перспектив в организации практических занятий следует назвать использование видеоматериалов, при чем не только их демонстрацию, но и самостоятельную подготовку (что в немалой степени повышает мотивацию к этнографическим исследованиям). Некоторые “любители древностей” XIX в. обращали внимание на то, что записываемые ими материалы характеризуют лишь современное состояние того или иного народа и не отражают его этнографического прошлого. Подобная ситуация присутствует и в настоящее время, когда традиционная культура видоизменена урбанистическими, часто этнически нейтральными элементами. Однако и она под напором процессов модернизации уходит в прошлое, необратимо разрушается. В этой связи, фиксация традиционной культуры в том виде в котором она существует сейчас будет не менее важна для будущих реконструкций, чем описания прошлого века.
Использование видеосюжетов позволяет наглядно-образным способом подчеркнуть этнически окрашенные черты быта, сделать их восприятие более доступными широкой аудитории. В настоящее время этнографическая видеосъемка поднимается на уровень отдельной вспомогательной дисциплины - визуальной антропологии, которая отображает не только этнографическую, но и современную культурную реальность.
Практические занятия по этнологии - это своеобразная санкция на поднятие национального вопроса. Отдельный разговор на эту тему важен не столько в научном, сколько в эмоциональном смысле, поскольку он способствует проговариванию подавляемых переживаний и высказываний, улучшает микроклимат в группе.
Очевидна необходимость привлечения для анализа новых типов источников, в особенности приближенных к этнографической реальности и, как следствие, допускающих самостоятельные рассуждения, свободные от логики автора научной монографии. К примеру, очерки Г. И. Успенского (“Крестьянин и крестьянский труд”, “Власть земли”) как нельзя лучше характеризуют быт и мировоззрение русского крестьянства, создают “эффект присутствия” в исторической эпохе. Бытописательные и этнографические работы С. В. Максимова (“Питерщик”, “Крестьянский быт прежде и теперь”, “Крестная сила; Нечистая сила; Неведомая сила”) - это живая энциклопедия жизни пореформенной деревни и народных верований.
Принципиально новым источником в подготовке и проведении практических занятий являются ресурсы Internet, обращение к которым в особенности перспективно в условиях нехватки учебной литературы. Так, например, для изучения коренных народов Сибири можно рекомендовать обращение к материалам размещенным “Сибирской Ассоциацией исследователей первобытной истории” (http://www.kemsu.ru) и Сибирской заимкой” (http://www.Inache.net/europe/siberia.ru). По этнографии народов Европейской России также можно найти много интересной информации” (http://www.museum.samara.ru/site/str_4.htm; http://nurali.newmail.ru/; http://www.elbrus.nalnet.ru/texts/4.htm).
В качестве необходимой задачи представляется обращение студентов в процессе учебного курса к музейным этнографическим коллекциям, которые дают возможность приобщиться к миру, во многом ушедшей в прошлое, материальной и духовной культуры. Это имеет не только общепознавательное значение, но позволяет глубже понять и изучить культуру этноса на примере ее динамики и преемственности. Вещный мир несет богатую семантическую нагрузку, которой во многом лишена современная предметная среда. Задача состоит в том, чтобы научить студента понимать знаковую систему вещи, считывать информацию, которая зашифрована в орнаменте и декоре предмета.
Все это тем более выполнимо, что в составе коллекций, хранящихся в Музее археологии и этнографии Сибири (МАЭС), находится около 350 тыс. экспонатов. Они охватывают буквально все народы Сибири - от обских угров (ханты и манси) до народов Дальнего Востока и Северной Азии, включительно. Фонды МАЭС располагают большим числом экспонатов по русской сибирской этнографии, в особенности по старообрядческому и старожильческому населению. К настоящему времени лишь незначительная часть этих ценных материалов вовлечена в современный образовательный процесс.
Включение МАЭС в структуру учебных курсов по этнологии (общих и специальных) может осуществляться прежде всего в форме экскурсий. В Музее на постоянной основе работает выставка "Археология и этнография народов Сибири", на которой студенты могут ознакомиться с интересными предметами материальной и духовной культуры аборигенного населения. Музей также располагает аудио- и видеоматериалами этнографического содержания, которые могут быть использованы на практических занятиях и в спецсеминарах. Кроме того, возможно использование этнографических коллекций для написания курсовых и дипломных работ.
Весьма продуктивной формой учебного процесса, в плане формирования оригинального и научнообоснованного суждения, является этнологический спецсеминар. За “круглым столом” его участники - студенты различных курсов под руководством Э. Л. Львовой, рассматривали такие проблемы как “Образ города в культуре”, “Цивилизационные смыслы урбанизации”, “Классики этнографической мысли”, “Образ <другого> в сознании европейцев”. Самостоятельные изыскания по этим темам очень ценны с точки зрения их междисциплинарности, дискуссионности, коллективности и информативности.
Так, тема “Классики этнографической мысли” предоставила уникальную возможность проследить процесс становления науки о народах в Западной Европе, начиная с античности и до XIX в. В качестве первоисточника многих постулируемых ею идей были рассмотрены работы таких авторов, чье наследие, в названном контексте, вряд ли бы было замечено и оценено при других обстоятельствах (Полибий, Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта, Джованни Карпини, Диего де Ланде, Барталомео Лас Касас, Джилс Флетчер, Мишель де Монтень, Иоганн Гердер, Джордж Смит, Герберт Спенсер и другие).
Изучение этнологии студентами первого курса сопряжено с определенным когнитивным стрессом, связанным с обилием малоизвестной или совершенно новой информации, соседством со значительным периодом отечественной истории и с фундаментальным для европейской культуры миром античности, а также с особенностями переходного периода от средней к высшей школе. Этнология, как нам представляется, требует более зрелого и подготовленного сознания и было бы уместно перенесение этой учебной дисциплины на более старшие курсы, когда студенты уже обладают определенным информационным полем, владеют некоторым набором сравнительных категорий, в большей степени адаптированы к требованиям университетской подготовки как в образовательном, так и личностном смыслах.
Обобщая образовательный аспекты этнологического познания можно определить этнологию в системе гуманитарных наук как мировоззренческую дисциплину, формирующую поликультурную картину мира, толерантное отношение к другим этническим общностям, понимание культурно-исторического процесса как совокупности равноправных и разнонаправленно развивающихся культур.